РЕЙС
(Reis) Иоганн Филипп (7.1.1834,
Гельнхаузен,-14.1.1874, Фридрихсдорф, близ Хомбурга), немецкий изобретатель.
Преподаватель физики, с 1858 преподавал в Ин-те Гарнье во Фридрихсдорфе.
В 1861 в Физич. об-ве во Франкфурте-на-Майне сделал сообщение об изобретённом
им проводном устройстве для электрич. передачи звуков на расстояние, к-рому
он дал назв. "телефон". Устройство Р. удовлетворительно передавало тон,
но значительно искажало тембр звука, вследствие чего не получило распространения.
Сцена из спектакля "Ночлежка" ("На дне"
М. Горького). 1903. Режиссёр М. Рейнхардт.
РЁЙС, Рейш, Рюйш (Ruysch) Фредерик
(23.3.1638, Гаага,-22.2.1731, Амстердам), голландский анатом. С 1665 работал
в Амстердамском ун-те (с 1685 проф.). Изучал гл. обр. сосудистую систему;
впервые описал клапаны в лимфатич. сосудах, ряд артерий и вен глазного
яблока, бронхиальные артерии, исследовал сосуды головного мозга. Открыл
покровную ткань, к-рую назвал эпителием. Разработал особый способ
бальзамирования трупов, а также метод наполнения кровеносных сосудов окрашенными
затвердевающими массами. Создал анатомич. музей. В 1717 Пётр I, обучавшийся
у Р. анатомии, купил почти все его коллекции и поместил их в Кунсткамере
в
Петербурге (ныне Музей антропологии и этнографии АН СССР), где большая
их часть хранится и ныне.
Лит.: Гинзбург В. В., Ф. Рюйш. 1638
- 1731 (К 225-летию со дня смерти), "Архив анатомии, гистологии и эмбриологии",
1956, т. 33, № 3.
РЁЙС (Reuss), река в Швейцарии,
правый приток р. Ааре (басс. Рейна). Дл. 159 км, пл. басс. 3425
км2,
из
к-рых 134 км2 занято ледниками. Берёт начало близ перевала
Сен-Готард на сев. склонах Лепонтинских Альп, протекает по дну троговой
долины, затем - через Фирвалъдштетское озеро,
прорывает гряду Швейцарских
Предальп и пересекает полосу их предгорий. Ср. расход воды в устье ок.
140 м3/сек, макс.- летом. В басс. Р.- неск. ГЭС (Гёшенен,
Амштег и др.). На Р.- г. Люцерн.
РЁЙСБРУК (Ruusbroec, Ruysbroeck)
Ян ван (1293, Рёйсбрук, близ Брюсселя, - 2.12.1381, Грунендал, близ Ватерлоо),
нидерл. писатель и теолог. С 1354 настоятель августинского монастыря в
Грунендале. Осн. соч. Р.- трактаты "Красота духовного брака" (1350) и "Зеркало
вечного блаженства" (1359). Отмеченное чертами пантеизма, учение Р. направлено
против церк. знати и богатства; оно в значит. мере подготовило Реформацию.
Его трактаты содержат картины природы и повседневной жизни; они не лишены
нар. юмора. Проза Р. оказала заметное влияние на М. Метерлинка.
Соч.: Werken, deel 1 - 4, Antw., 1944-48.
Лит.: Maeterlinck М., Le tresor
des humbles, P., 1920; ReypensL., Ruusbroec, Brux., 1926; Mediaeval Netherlands
religious literature, Leyden, 1965.
РЁЙСДАЛ (Ruysdael, Ruijsdael) Саломон
ван (1600 или 1603, Нарден, Сев. Голландия,- похоронен 3.11.1670 в Харлеме),
голландский живописец-пейзажист. В раннем творчестве был близок Э. ван
дс Велде. В 1630-х гг., подобно Я. ван Гойену, писал серебристо-серые
по тону пейзажи с высоким облачным небом. В пейзажах зрелого периода (с
1640-х гг.), изображающих равнины, реки с городами на их берегах, сельские
местности с домами, виднеющимися сквозь деревья, использует более разнообразную
гамму, построенную на сочетании коричневых, красновато-жёлтых и зелёных
тонов.
Лит.: Stесhоw W., Salomon van Ruysdael,
В., 1938.
РЁЙСДАЛ (Ruysdael, Ruijsdael) Якоб
ван [1628 или 1629, Харлем, -1682, Амстердам (похоронен 14.3. в Харлеме)],
голландский живописец и график. Учился, вероятно, у своего дяди С. ван
Рёйсдала;
испытал
влияние П. Поттера, Я. ван Гоиена, X.
Сегерса.
Мастер
в Харлеме с 1648. Ранние произв. Р. изображают скромные виды окрестностей
Харлема ("Домик в роще", 1646, Эрмитаж, Ленинград). Ок. 1650-55 Р. путешествовал
по Вост. Нидерландам и Зап. Германии, создавая полные драматизма монументальные
пейзажи ("Еврейское кладбище", Карт. гал., Дрезден; вариант - в Ин-те иск-в,
Детройт). Ок. 1656 Р. поселился в Амстердаме.
Я. ван Рёйсдал. "Еврейское кладбище".
Ок. 1650 - 55. Картинная галерея. Дрезден.
В зрелый период творчества он пишет разнообразные
городские, сельские, речные и морские виды ("Вид деревни Эгмонд", илл.
см. т. 17, табл. XXXVI, стр. 584-585; "Пейзаж с водяной мельницей", 1661,
Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек ("Болото",
Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норв. ландшафты
("Водопад", Маурицхёйс, Гаага). Чёткий рисунок, осязаемость форм сочетаются
в работах этого периода с тончайшей передачей воздушной перспективы, движений
света и тени, а богатый оттенками колорит строится чаще всего на сопоставлении
пепельно-серой и блёкло-зелёной листвы с буро-коричневой почвой и голубизной
выдающегося между облаками неба. Особая эмоциональная напряжённость, присущая
многим пейзажам Р., приобретает в позднем его творчестве субъективный,
мрачный характер ("Горы в Норвегии", Эрмитаж, Ленинград).
С. ван Рёйсдал. "Переправа на пароме".
1651. Эрмитаж. Ленинград.
Лит.: Фехнер Е. Ю., Якоб ван Рейсдаль
и его картины в Государственном Эрмитаже, Л., 1958; Rosenberg J., Jacob
van Ruisdael, В., [1928]; Wiegand W., Ruisdael-Studien, Hamb., 1968 (Diss.).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я