РЕКВИЕМ
(от первого слова лат. текста:
"Requiem aeternam dona eis, Domine" - "Покой вечный дай им, господи"),
траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжеств.
католич. мессы отличается отсутствием нек-рых частей ("Глориа", "Кредо"),
вместо к-рых вводятся другие ("Реквием" вначале, далее "Диес ире", "Туба
мирум", "Лакримоза" и др.). Композиторы 15-16 вв. создавали Р. в виде циклических
полифонич. склада хоровых произв. а капелла, осн. на мелодиях григорианского
хорала. В 17-18 вв. Р. превратился в крупное произведение для хора,
солистов и оркестра, обычно не связанное с мелодиями григорианского хорала;
полифонич. средства выразительности стали сочетаться в нём с гомофонно-гармоническими.
Р. в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и,
как правило, исполняется в концертных залах. Всемирную известность получил
Реквием Моцарта (1791), законченный его учеником Ф. Зюсмайром. В 19 в.
к жанру Р. обращались Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак и др.;
наиболее выдающиеся Р. этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж.
Верди (1874). Особое место занимает "Немецкий реквием" Брамса (1868), написанный
на нем. текст. Р. создают и совр. композиторы. В их числе "Военный реквием"
Бриттена, в к-ром литургич. лат. текст сочетается со стихотворениями У.
Оуэна. Лишены всякой связи с литургич. текстом Р. сов. композиторов - "Симфония-реквием
памяти В. И. Ленина" Кабалевского (1933), его же Р., посвящённый памяти
жертв фашизма (1963), и др.
Лит.: Schnerich A., Messe und Requiem
seit Haydn und Mozart, W. - Lpz., 1909. Б. В. Левик.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я