РЕЛИГИОЗНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
система
профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов-теологов,
преподавателей богословия в духовных учебных заведениях и религиозное
обучение населения. Р. о. и о. используется церквами и миссионерами для
распространения религии среди неверующих и иноверцев, вербовки прозелитов.
Возникновение и развитие Р. о. и о. связаны с историей формирования религии
в древних гос-вах Востока (Вавилония, Египет и др.), с усложнением богословских
систем, знание к-рых требовало спец. обучения священнослужителей и систематич.
истолкования религ. учения населению. С возникновением буддизма (6-5 вв.
до н. э.) обучение населения религии начало проводиться в монастырских
школах. В христианстве (1 в. н. э.) теология стала предметом изучения
в катехизич. и общеобразоват. школах Александрии (Египет), Иерусалима,
Рима и др. городов
Римской империи и Византии. Наибольшее
развитие Р. о. и о. получило в эпоху феодализма, когда монополия на образование
находилась в руках церкви, а само образование приняло преим. богословский
характер. Теология была осн. предметом и светской, в т. ч. высшей, школы,
возникшей в ср. века. В последующем, в связи с развитием светской школы,
начавшимся в период Реформации (1-я пол. 16 в.) и бурж. революций, произошло
известное вытеснение Р. о. и о. из сферы духовной жизни общества. Однако
профессиональная подготовка духовенства, специалистов-теологов и религ.
обучение населения осуществляются во многих странах и во 2-й пол. 20 в.
Основное в Р. о. и о.- изучение т. н. священных,
канонич. книг: в буддизме - Типитака и др., в исламе - Коран, в
христианстве-Библия, в иудаизме - библейский Ветхий завет и Талмуд.
В
них излагаются учения Яхве, Будды, Иисуса Христа, Мухаммеда
(Магомета)
и др., считающихся основателями религии, или их последователей, учеников
(апостолов) и пророков; система догматов определённого вероучения, выработанных
и утверждённых высшими церковными инстанциями (соборами, папскими энцикликами
и т. п.).
Совр. Р. о. и о. в классово антагонистич.
обществе, для к-рого религия составляет важную часть идеологии, тесно связано
со всей структурой нар. образования - во многих звеньях его преподавание
религии предусмотрено уч. программами. Церковь имеет, кроме того, и мощную
сеть собственных уч. заведений, занимающихся религ. обучением; в числе
их: 1) духовные уч. заведения, готовящие профессиональных служителей религ.
культов и богословов; 2) конфессиональные (созданные по вероисповедному
признаку) учебные заведения церковноприходского типа (находятся в ведении
местного духовенства), дающие не профессиональные, но систематизированные
знания в области определённого вероучения, напр. в буддизме - монастырские
школы, в мусульманском культе - мектебы. (куттабы) и коранические
школы при мечетях, в христианстве - катехизические школы при храмах, костёлах;
3) общеобразоват. начальные, средние и высшие школы, принадлежащие определённой
религ. организации, где наряду с другими предметами изучается теология.
В целях обучения религии используются молитвенные помещения (мечети, храмы,
синагоги и т. п.), а также частные, в основном конфессиональные, воскресные,
вечерние, заочные школы и курсы, средства массового общения и информации
(радио, телевидение, периодич. печать и т. д.), кинофильмы с религ. содержанием,
богословская лит-ра.
Организация, структура и содержание Р.
о. и о. определяются историческими, национально-религ. особенностями, положением
соответствующей конфессии в обществе, законами о культах. Так, во Франции,
Мексике, Уругвае и нек-рых др. странах преподавание религии в гос. уч.
заведениях запрещено. В США церковь формально отделена от гос-ва, но изучение
религии в общеобразоват. школах проходит факультативно (для желающих в
специально отведённые часы). Кроме того, в США функционирует обширная сеть
частных уч. заведений, школ при церквах, а также школ, принадлежащих религ.
орг-циям (или финансируемых ими), в к-рых изучение религии включается в
уч. программу.
В широких масштабах осуществляется буддийское
Р.о. и о. В большинстве стран Вост. и Юго-Восточной Азии, где традиционно
распространён буддизм, изучение религии включено в программы общеобразоват.
школ всех уровней. В буддийских ун-тах - в г. Наланда (Индия), Видьодая
и Видьяланкара в г. Коломбо (Шри-Ланка), учебном и н.-и. ин-те в г. Мандалай
(Бирма), буддийском ун-те в г. Киото (Япония) и др.- наряду с философией
и теологией буддизма изучаются буддийские логика, этика, иск-во и медицина,
история буддизма, проблемы совр. буддологии. В ряде ун-тов в программу
включены также история осн. разновидностей буддизма, в частности хинаяны
и
махаяны.
В нек-рые ун-ты наряду с монашествующей поступает и светская молодёжь.
Выпускники используются в качестве специалистов-религиоведов и преподавателей
по различным отраслям буддологии.
В арабских и нек-рых странах Ближнего и
Ср. Востока, в Индонезии и др., где распространён ислам, Р. о. и о. является
составной частью системы общего нар. образования. Религиозные дисциплины
входят в программы всех типов уч. заведений. Действует ок. 30 мусульманских
ун-тов и ф-тов мусульманской теологии и права (шариата), организованных
в нек-рых гос. ун-тах Алжира, Египта, Индии, Индонезии, Ирака, Марокко,
Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии и др. Университетский теологич. курс
включает теологические, нек-рые общеобразоват. дисциплины и араб. язык.
Крупнейшие исламские ун-ты: аль-Азхар, Александрийский, Каирский (Египет),
Алжирский, Али-гархский, Аллахабадский, Делийский (Индия), Исламский ун-т
Индонезии, Карачский ун-т и Ин-т исламоведения (Пакистан), Тегеранский
(Иран), Хартумский (Судан) и др.
Теологич. образование дают и мусульманские
духовные уч. заведения в СССР, но в их программы входят не только религиозные,
но и светские дисциплины: араб. лит-pa и её история, язык и лит-ра, история
древнего мира, ср. веков, обществоведение, междунар. право, политэкономия,
основы философии и др.
В зарубежных медресе и особенно в университетской
среде ведётся проповедь ортодоксального ислама, к-рый ставится выше всех
других верований и идеологий не только как религия, но и как универсальная
идеология, нац. политика и культура. Вместе с тем развиваются и нек-рые
прогрессивные тенденции: преодолеваются узкий конфессионализм Р. о. и о.,
замкнутость, растёт признание ценности изучения светских дисциплин. Выпускники
медресе и теологич. ф-тов ун-тов не только становятся служителями культа,
но используются на гос., общественно-политич. и науч. работе.
Совр. христианское теологич. образование
развивается на базе вероучений трёх основных конфессий: католицизма,
православия, протестантизма. В системе римско-католич. церкви насчитывается
53 католич. ун-та, 49 университетских теологич. ф-тов и ин-тов. Старейшие
понтификальные (папские) ун-ты: Саламанкский (осн. в 13 в., Испания), Грегорианский,
Латеранский, Урбанианский (15-17 вв., Италия), Лувенский (15 в., Бельгия).
В 13-17 вв. были созданы и католич. высшие школы: во Фран-
ции - коллеж Сорбонна (как богословская
школа ликвидирована в 1792, с 1875 существует Парижский католич. ин-т),
в Австрии - Венский (14 в.), Грацский (16 в.), Инсбрукский (17 в.) ун-ты,
в Германии - Тюбингснский ун-т (15 в.), в Перу - ун-т Сан-Маркое (16 в.,
Лима) и др., в составе к-рых и поныне сохранились традиционные для католицизма
ф-ты теологии, философии и канонич. права. Кроме того, в 116 странах функционируют
(1972) 2090 католич. семинарий, в т. ч.: в Европе-1065, Азии - 302, Америке
- 448, Африке - 249, Австралии и Океании - 26. Из этого числа во Франции
насчитывается 198 семинарий, в Испании - 134, ФРГ - 72, Португалии - 40,
Индии - 63, на Филиппинах - 38, в Канаде - 42, Мексике - 67, Бразилии -
НО, Колумбии - 44. Все семинарии делятся на два типа: Maiora (старшая)
и Minora (младшая), дающие соответственно высшее или среднее богословское
образование. В 753 старших и 1337 младших семинариях обучалось ок. 200
тыс. человек. Одним из центров теологич. образования является Италия, где
действует 9 понтификальных академий (Рим), в т. ч. Папская академия наук,
7 понтификальных ун-тов, 14 ин-тов, 18 понтификальных колледжей, в т. ч.
Русский (Руссикум), а также 119 старших, 277 младших региональных семинарий
и более 60 колледжей, принадлежащих различным монашеским орденам. В ведении
римско-католич. церкви в Италии находится также около 4,5 тыс. общеобразоват.
уч. заведений. Религия как обязательный предмет преподаётся и во всех типах
школ Австрии, Испании, Португалии и большинства стран Лат. Америки. В Бельгии
католич. школы по количеству уч-ся превосходят государственные. Большое
число католич. школ действует во Франции, ФРГ. В США функционирует 2700
средних католич. уч. заведений, где обучается более 1300 тыс. чел. Религ.
обучение в них составляет часть общего уч. плана. Кроме того, под руководством
иезуитов действуют 4 католич. ун-та, 95 теологич. семинарий и колледжей,
в к-рых готовятся кандидаты священства для пастырской работы, а также обучается
нек-рая часть светской молодёжи. Под влиянием и контролем римско-католич.
церкви находится вся сфера нар. просвещения в большинстве стран Лат. Америки,
обучение в начальных и средних школах основывается на принципах католич.
религии. В Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Гватемале, Колумбии, Никарагуа,
Парагвае, Панаме, Перу и Сальвадоре, а также в Канаде функционируют католич.
ун-ты. Католич. школы всех типов действуют также в нек-рых странах Азии
и во многих странах Африки. Одна из характерных черт католич. теологич.
образования - строгая централизация. Теологич. уч. заведениями и всеми
типами католич. общеобразоват. школ ведает Ватикан, три его конгрегации:
пропаганды
веры, семинарий и университетского образования, католич. образования. Особая
роль отводится ордену иезуитов, представители к-рого обычно возглавляют
католич. ун-ты, ведут преподавание богословских дисциплин в ун-тах, семинариях,
колледжах и средних уч. заведениях. Если ещё в 1-й пол. 20 в. уч. планы
отличались консерватизмом, традиционизмом, то в 60-70-е гг. они были приведены
в соответствие с изменившейся в мире обстановкой и курсом Ватикана на "аджорнаменто"
("обновление"), в них включены новые дисциплины: история атеизма, антология
(избранные произведения) атеизма, марксистский атеизм. Папский салезианский
ун-т в Риме выпустил (1967-69) 4-томную "Энциклопедию современного атеизма".
Идеологи католицизма, как видно из офиц. документов Ватикана, обеспокоенные
ростом влияния атеизма в мире, ставят задачу готовить "гармонично развитых
пропагандистов веры", богословов, способных бороться с марксистским атеизмом,
более тонко его фальсифицировать, усиливать влияние католицизма на массы.
Новые уч. программы нек-рых высших школ ориентируют также на более глубокое
изучение других религий, в частности на подготовку будущих богословов для
проведения диалога с православием.
Одна из целей теологич. образования- подготовка
кадров не только для священнослужения в церкви, но и для гос. аппарата,
включая капелланов вооруж. сил, полиции, а также для католич. партий и
профсоюзов, ассоциации "Католическое действие", женских, молодёжных и др.
орг-ций. В соответствии с решениями 2-го Ватиканского собора (1962-65)
особое внимание уделяется подготовке католиков-мирян для работы среди населения,
что, по мысли идеологов совр. католич. "аджорнаменто", призвано приостановить
процесс дехристианизации, кризисные явления в католицизме. Как свидетельствует
декларация о христианском образовании, принятая на 2-м Ватиканском соборе,
римско-католич. церковь вынуждена была признать утрату монополии на образование,
добиваясь в то же время признания особой компетентности церкви в области
нар. образования. Небольшую сеть духовных уч. заведений имеют и старокатолич.
исповедания - сторонники отколовшегося (1871) от римско-католич. церкви
направления, не признающие провозглашённый Ватиканским собором 1869-70
догмат о папской непогрешимости. Семинарии старокатоликов функционируют
в Амерсфорте (Нидерланды), Бонне (ФРГ); в США существуют воскресные школы,
дающие элементарную религ. информацию для детей и взрослых старокатоликов.
Традиционный и строго догматич. характер
имеет Р. о. и о. в православии. В духовных уч. заведениях православных
церквей стран Ближнего Востока, а также Болгарии, Греции, Румынии, Югославии
изучают в основном только дисциплины, вытекающие из Библии, Священного
писания, священного предания и постановлений первых Вселенских соборов.
Однако и в эти твердыни ортодоксии входит новое, обращается внимание на
изучение проблем экуменизма, диалога с другими религиями и "теологии социального
служения". В 50-60-е гг. Московская патриархия восстановила традицию прежних
(дореволюционных) духовных школ - давать богословское образование студентам
из иных автокефальных православных церквей. В Московскую и Ленинградскую
духовные академии принимаются граждане из зарубежных стран, здесь получали
богословское образование представители александрийской, антиохийской, сербской,
румынской, болгарской, кипрской, польской, чехословацкой, финляндской и
японской православных церквей. В Ленинградской духовной академии обучаются
студенты из православных восточных, т. н. нехалкидонских, церквей Индии,
Кении, Танзании, Уганды и Эфиопии. При Московской духовной академии имеется
трёхгодичная аспирантура. Выпускникам академии присваивается степень кандидата
наук, после защиты соответствующих диссертаций - степень магистра, доктора
богословия.
В протестантизме среднее и высшее теологич.
образование миряне получают в теологич. колледжах, окончание к-рых не требует
принятия духовного сана, а богословы учатся в теологич. уч. заведениях
разного типа. В Зап. Европе ок. 60 академий, ун-тов и университетских
ф-тов дают высшее образование; функционирует св. 100 колледжей, училищ,
школ и проповеднич. семинаров, дающих среднее образование, готовящих богословов,
пасторов и проповедников для служения в церквах разных протестантских конфессий:
евангелической (лютеранской), реформатской (кальвинистской) и др. Евангелич.
и др. протестантские церкви Зап. Европы создали также большую сеть духовных
уч. заведений и в странах Африки, Азии. В США действуют теологич. колледжи
и семинарии следующих церквей: лютеран - 12, пресвитериан - 17, баптистов
- 35, методистов - 13, адвентистов- 4, реформатов - 3, меннонитов - 4.
Система теологич. образования в протестантизме
не централизована. Она имеет существенные различия в каждой ветви протестантизма
и церкви. Статус протестантских духовных уч. заведений во мн. странах обычно
определяет соответствующая религиозная организация. Напр., ряд богословских
(пастырских) семинарий в США принимает в состав своих слушателей только
окончивших теологич. ф-т ун-та. Уч. программа состоит из след. разделов:
библеистика, церковная история, богословие, пасторология (изучение обязанностей
священнослужителя). Библеистика составляет основу подготовки пресвитеров
и проповедников на курсах евангельских христиан-баптистов в Москве, в уч.
заведениях
мн. церквей и сект, функционирующих в Европе, США, Канаде и Лат. Америке.
В Великобритании начальное обучение религии (в основном англиканской разновидности
христианства) проводится в системе гос. школ. Среднее теологич. образование
дают 40 богословских колледжей, а высшее - теологич. ф-ты и отделения 25
гос. ун-тов (Оксфордский, Кембриджский, Лондонский, Манчестерский и др.).
Свою систему образования имеют и нехалкидонские
(монофизитские) церкви. Так, эфиопская церковь имеет средние богословские
школы и теологич. колледж в Аддис-Абебе, дающий высшее образование; коптская
церковь Египта готовит теологов на богословском ф-те Александрийского ун-та;
теологи-монофизиты обучаются и в Индии: в Старой семинарии в Коттаяме и
во всехристианском колледже в Бенгалуру. Теологич. образование этих конфессий
широкого распространения не получило, и только арм. григорианская церковь,
имеющая значит. число последователей в ряде стран Ближнего Востока, Европы
и Америки, проводит религ. обучение населения при нек-рых зарубежных храмах,
а в Эчмиадзине (близ Еревана) имеет духовную академию, состоящую из двух
отделений: академического и семинарского; наряду с христианским богословием
изучаются светские дисциплины: история арм. народа, его древней музыки,
лит-ры, живописи, зодчества, в преподавании к-рых сказывается влияние церковных
доктрин.
В современном Р. о. и о. происходит сложная
эволюция: в его нек-рых звеньях наблюдается отход от узкого конфессионализма.
В ряде стран Зап. Европы, Америки и Азии создаются экуменич., межрелигиозные
духовные школы, теологические колледжи и университетские богословские ф-ты,
привлекающие приверженцев разных христианских вероисповеданий. В религ.
обучение привносятся идеи "совместимости теологии с наукой", богословие
очищается от отдельных догм, явно противоречащих науке, в нек-рых конфессиях
делаются попытки обновления структуры теологич. образования путём включения
в них науч. дисциплин. В то же время в ряде конфессий усиливает свои позиции
реакционная часть теологов, ведущая религ. обучение населения. Так, в Израиле
всё
обучение носит реакционный религиозно-мистич. и сионистский характер, даже
в гос. общеобразоват. школах в обязательном порядке изучается библейский
Старый завет, Тора (закон) и Талмуд. В иудейско-клерикальном духе ведётся
преподавание и в теологич. заведениях США, находящихся в распоряжении Совета
синагог США.
Совр. Р. о. и о. испытывает глубокий кризис.
Всё меньший интерес к религии проявляет молодёжь, духовные уч. заведения
ежегодно имеют недобор слушателей, значит. часть выпускников теологич.
ф-тов предпочитает не принимать сан священнослужителя, сокращаются контингенты,
получающие Р. о. и о.
В СССР в соответствии с декретом "Об отделении
церкви от государства и школы от церкви" (1918) преподавание религ. вероучений
во всех гос. и общественных уч. заведениях не допускается. Граждане могут
обучать и обучаться религии лишь частным образом. В соответствии с законами
преподавание религии не проводится в гос. школах Болгарии, Чехословакии,
Югославии и ряда др. социалистич. стран. В Польше для желающих религ. обучение
осуществляется при костёлах, в Венгрии - преподавание катехизиса ведётся
в церк. зданиях и факультативно в общеобразоват. школах.
См. также Духовные учебные заведения,
Атеизм, Религия и статьи о различных религиозных системах и конфессиях
- Буддизм, Индуизм, Ислам, Иудаизм, Конфуцианство, Синтоизм, Христианство,
Католицизм, Православие, Протестантизм, церквах, напр. Евангелические
церкви, и сектах, напр. Евангельские христиане, и др.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об
атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1971; Ленин В, И., Об атеизме, религии
и церкви. [Сб.], М., 1969; Коммунистическая партия и Советское правительство
о религии и церкви, М., 1961; Никольский Н. М., Избранные произведения
по истории религии, М., 1974; Осипов А. А., Путь к духовной свободе, М.,
1960; Лафарг П., Религия и капитал, [пер. с франц.], М., 1937; Боги, брахманы,
люди. Четыре тысячи лет индуизма, пер. с чеш., М., 1969; Русская православная
церковь. Устройство. Положение. Деятельность, М., Московская патриархия,
1958; Поместный собор русской православной церкви, М., Московская патриархия,
1972; Annuario Pontificio per 1'anno 1973, Citta del Vaticano, 1973; Seminaria
ecclesiae catolical, Vaticanis, 1963; Taschenbuch der evangelischen Kirche
in Deutschland, Stuttg., 1968; Directory of Theological Treining institutions
in Europe, Genf, 1971; Yearbook of Amerikan and Canadian churches, 1969,
N. Y., 1969. В. Г. Фуров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я