РЕЛЬЕФ
скульптурное изображение
на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физич. основой
и фоном изображения, составляет специфич. особенность Р. Важнейшие выразит,
средства, присущие Р.,- развёртывание композиции на плоскости, возможность
перспективного построения пространств, планов и создания иллюзии округлости
объёмов, тонкая моделировка форм -позволяют воспроизводить в Р. сложные
многофигурные сцены, а также архит. и пейзажные мотивы (составляющие характерную
особенность многопланового, т. н. живописного, Р.). Р. может включаться
в композицию стены, свода, скульпт. памятника и т. д. или быть самостоятельным
станковым произведением.
По отношению к плоскости фона различают
углублённый и выпуклый Р. Углублённый Р. (т. н. койланоглиф, или P. "en
creux", т. е. вырезанный на плоскости контур) получил применение гл. обр.
в архитектуре Др. Египта, а также в др.-вост. и антич. глиптике (см. Инталия).
Разновидностью
углублённого Р. является т. п. контррельеф, также использовавшийся при
изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому Р., он
был рассчитан на пластич. отпечаток в виде миниатюрного барельефа. Выпуклый
Р., подразделяющийся, в свою очередь, на низкий - барельеф и высокий
- горельеф, значительно более распространён: он известен уже в эпоху
палеолита, позднее - в Др. Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное
развитие в антич. иск-ве (Р. на фронтонах, метопах и фризах др.-греч. храмов,
на др.-рим. триумфальных арках и колоннах и т. д.), в эпоху Возрождения
и в скульптуре последующего времени. См. также статьи Скульптура, Глиптика,
Медальерное искусство.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я