РЕЛЬСОВАЯ КОЛЕЯ
два рельса (рельсовые
нити), расположенные на определённом расстоянии один от другого, прикреплённые
к опорам (шпалам ) железнодорожного пути рельсовыми скреплениями.
Для большинства жел. дорог мира нормальная ширина Р. к. на прямых участках
1435 мм, в СССР - 1520 мм (с допусками + 6, -4 мм). На
прямых участках два рельса должны находиться на одном уровне (±4 мм).
На
кривых участках пути наружный рельс по отношению к внутреннему имеет возвышение
для обеспечения одинаковой нагрузки на обе рельсовые нити, снижения боковых
давлений колёс на наружный рельс, уменьшения воздействия на пассажиров
чрезмерных непогашенных горизонтальных ускорений. Кроме жел. дорог с нормальной
(широкой) Р. к., существуют участки с т. н. узкой колеёй - 750 мм (стандартная)
и реже 1000 мм (нестандартная). Такую колею обычно имеют подъездные
пути пром. предприятий, шахт, рудников и др.
Лит.: Чернышев М. А., Железнодорожный
путь, М., 1974.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я