РЕЛЬСЫ
(англ. rails, мн. ч. от rail
- рельс, от лат. regula - прямая палка, брусок, планка), стальные профилированные
прокатные изделия в виде полос; предназначены для движения
подвижного состава жел. дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток
рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъёмных
кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.
Передвижная рельсосварочная машина с
П-образной рамой. Профиль стандартного железнодорожного рельса: Н - высота;
В - ширина подошвы; f-высота подошвы; t - толщина подошвы; h - высота головки;
Б
Первые металлич. Р. были изготовлены в
Великобритании в 1767. В России чугунные Р. для рудничных и заводских путей
применены в 1788 (Александровский пушечный з-д в Петрозаводске). Со 2-й
пол. 19 в. начали распространяться катаные стальные Р. (в России изготовлялись
на Путиловском и др. з-дах). Предприятия совр. прокатного произ-ва выпускают
Р. из спец. рельсовой стали, хим. состав к-рой определён гос. стандартом.
Железнодорожные Р.- элементы верхнего
строения пути, уложенные на опоры и скреплённые с ними и между собой,
образуют рельсовую колею, непосредственно воспринимают давление
колёс подвижного состава. В СССР приняты 4 типа р.- Р43, Р50, Р65 и Р75
(по округлённой массе 1 м). Профиль Р. (рис.) сходен с двутавром,
размеры регламентированы гос. стандартами. Выбор типа Р. зависит от грузонапряжённости
пути. С сер. 50-х гг. выпускают Р. дл. 12,5 м; с нач. 70-х гг. осуществляется
переход па Р. дл. 25 м. Для укладки в кривых участках пути производят
укороченные Р. Осн. сведения о Р. фиксируют на каждой прокатанной полосе
маркировкой. Ж.-д. Р., изготовляемые за рубежом, несколько отличаются от
выпускаемых в СССР; сечение профиля в основном также сходное с двутавровым.
Трамвайные Р. производятся аналогично ж.-д.,
но имеют обычно желобчатый профиль, отличаются большей высотой и площадью
поперечного сечения. Выпускают Р. дл. 15-18 м; при укладке их обычно
сваривают.
Для рудничного транспорта, передвижных
подъёмных кранов и их механизмов, поворотных и вращающихся конструкций
и агрегатов и т. п. используют Р. более лёгкие, чем для ж.-д. подвижного
состава, в нек-рых случаях - спец. профиля.
Лит.: Шахунянц Г. М., Железнодорожный
путь, М., 1969; Чернышев М. А., Железнодорожный путь, М., 1974. В. И.
Тихомиров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я