РЕНУАР
(Renoir) Жан (р. 15.9.1894,
Париж), французский кинорежиссёр. Сын художника П. О. Ренуара. С
1924 работает в кино. Первые фильмы: "Дочь вод" (1924), "Нана" (1926, по
Э. Золя), "Маленькая продавщица спичек" (1928, по X. К. Андерсену). Звуковые
фильмы Р.- "Сука" (1931), "Будю, спасённый из воды" (1931), "Тони" (1934),
"Преступление господина Ланжа" (1935) и др. отражали подъём солидарности
трудящихся, давали реалистич. картину жизни франц. общества. Р. примыкал
к движению Нар. фронта (1935-38), руководил постановкой короткометражного
фильма "Жизнь принадлежит нам" (1936), сделанного по заказу франц. компартии.
Идеи Нар. фронта нашли отражение в лучшем фильме Р. "Великая иллюзия" (1937),
действие к-рого происходит во время 1-й мировой войны 1914-18. Поставил
"Марсельезу" (1938), где воспроизведён эпизод Великой франц. революции,
"На дне" (1936, по М. Горькому), "Человек-зверь" (1938, по Золя), запрещённую
в начале 2-й мировой войны 1939-45 комедию "Правила игры" (1939). После
капитуляции Франции жил в США. В 1952 вернулся на родину. Фильмы 50-х гг.
отличаются театр, зрелищностью, обращением к историческому прошлому ("Золотая
карета", 1952, по пьесе "Карета святых даров" Мериме, "Французский канкан",
1956, "Завтрак на траве", 1959, "Завещание доктора Корделье", 1960, и др.).
Творчество Р. 30-х гг. оказало известное влияние на итал. неореализм.
В
фильмах Р. участвовали его брат - Пьер Р. (актёр) и племянник - Клод Р.
(оператор).
Лит.: Лепроон П., Современные Французские
кинорежиссёры, пер. с франц., М., 1960; Жан Ренуар. Статьи. Интервью. Воспоминания.
Сценарий, [пер. с франц.], Сборник, М., 1972. В. И. Божович.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я