РЕНУАР

РЕНУАР (Renoir) Пьер Огюст (25.2.
1841, Лимож,-17.12.1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец,
график и скульптор, один из основателей импрессионизма. С 1845 жил
в Париже. С 1854 расписывал изделия из фарфора, шторы и веера. В 1862-64
учился в Школе изящных иск-в и в мастерской Ш. Глейра, где сблизился с
К. Моне, А. Сислеем и Ф. Базилем. В ранних работах Р. с их плотным
письмом и чёткой очерченностью форм заметно влияние Г. Курбе и Э.
Мане
(портрет
четы Сислей, 1868, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). На рубеже 1860-70-х гг.
Р. переходит к живописи на пленэре, естественно и органично включая человеческую
фигуру в изменчивую свето-возд. среду ("Купание на Сене", 1869, Музей изобразит,
иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). Его палитра светлеет, письмо становится
прозрачным, мазок - вибрирующим, колорит насыщается тонкими рефлексами,
смягчёнными контрастами тёплых по тону теней и богатых серебристо-жемчужными
оттенками освещённых зон ("Ложа", 1874, Ин-т Курто, Лондон). В отличие
от большинства импрессионистов, Р. (как и Э. Дега)
интересует прежде
всего индивидуальность человека - в его единстве с природой, в живом общении
с др. людьми, в случайных жизненных ситуациях. Он фиксирует тончайшие нюансы
настроения модели (портрет В. Шоке, 1876, частное собрание, США), выявляет
эмоциональность артистич. натуры (этюд к портрету актрисы Ж. Самари, 1877,
Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва) и непосредственность
юного характера ("Мадмуазель Гримпель с голубой лентой", 1880, частное
собрание, Париж). И в портретах и в жанровых композициях Р. стремится подчеркнуть
ощущение полноты бытия. Его привлекает праздничная сторона городской жизни
- балы, танцы, прогулки с их динамикой и пестротой персонажей ("Мулен де
ла Галет", 1876, Музей импрессионизма, Париж), сцены безмятежного отдыха
("После обеда", 1879, илл. см. т. 10, табл. V, стр. 208-209). Однако эпизоды,
кажущиеся выхваченными Р. из потока жизни, фрагментарными, по сути лишены
эффекта мимолётного события, как бы замедлены, продлены во времени, всегда
композиционно уравновешены. Особым обаянием проникнуты женские образы Р.;
различные по внутр. характеристике, они сходны между собой внешне (миндалевидный
разрез глаз, округлость лиц, плавность силуэтов), словно отмечены общей
печатью среды и эпохи ("Зонтики", 1879, Нац. гал., Лондон; "Девушки в чёрном",
1883, Музей изобразит, иск-в им. А.С. Пушкина). Современный тип женской
красоты Р. утверждает и в изображении обнажённой натуры, достигая редкой
изысканности карнации (построенной на сочетании осн. золотистого
тона и зеленовато-голубых рефлексов), мягкой и гибкой пластичности в трактовке
нагого тела ("Нагая женщина, сидящая на кушетке", 1876, Музей изобразит,
иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). С 1880-х гг. Р. всё более тяготеет к
классич. ясности образов (в 1881-82 он посещает Италию), в его живописи
нарастают черты декоративизма, формы ограничиваются контуром, моделировка
объёмов становится жёсткой, в колорите преобладают оранжево-розовые тона.

О. Ренуар. Автопортрет. Автолитография.
1915.



Лаконизмом и лёгкостью штриха отличаются
многочисл. рисунки Р. Скульптурные работы Р. (гл. обр. нач. 1900-х гг.)
стилистически сближаются с произв. А. Майоля ("Венера", бронза,
1914-16, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Жизнерадостное, глубоко гуманистич.
творчество Р. оказало значит, воздействие на развитие реалистич. иск-ва
20 в.


Лит.: Воллар А., Ренуар, [пер. с
франц., вступ. ст. А. В. Луначарского], Л., 1934; О. Ренуар. [Альбом. Вступ.
ст. М. Прокофьевой, М., 1966]; В е л ь ч и нс к а я И., Ренуар. [Альбом],
М., [1970]; Riviere G., Renoir et ses amis, P., 1921; Renoir J., Renoir,
P., 1962 (рус. пер.- М., 1970). В. А. Калмыков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я