РЕРБЕРГ

РЕРБЕРГ Иван Иванович [22.9(4.10).
1869, Москва,- 1932, там же], советский инженер и архитектор, засл. деят.
науки и техники РСФСР (1932). Окончил петерб. Военно-инж. академию (1896).
Преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества - Гос. свободных
художеств, мастерских (1906-19). В постройках Р. передовые для своего времени
металлич. и железобетонные конструкции, рациональная, функционально обусловленная
планировка часто эклектически сочетаются с декорацией фасадов в духе архитектуры
рус. классицизма [здание Северного страхового об-ва (ныне адм. здание;
1910-11); Киевский вокзал (1914-17) - оба с соавторами; здание Школы красных
командиров им. ВЦИК (ныне здание Президиума Верховного Совета СССР; 1932-34)
- все в Москве].

И. И. Р е р б е р г. Центральный телеграф
в Москве. 1925-27.



Лит.: А. П., Памяти большого строителя,
"Строительство Москвы", 1932, № 10.



РЁРИХ, Рерих Николай Константинович
[27.9(9.10).1874, Петербург,-13.12. 1947, Нагар, долина Кулу, шт. Пенджаб,
Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель.
Учился в Петербурге в АХ (1893-97) у А. И. Куинджи
и одновременно
на юрид. ф-те в ун-те (окончил в 1898), прослушал курс ист.-филологич.
ф-та. Совершенствовался в живописи в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01).
Секретарь Об-ва поощрения художеств (с 1901) и директор Рисовальной школы
при нём (1906-18). Действит. чл. петерб. АХ (с 1909). Чл. объединения Мир
искусства
(председатель в 1910-19). С кон. 1890-х гг. характер творчества
Р. во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой слав,
и сканд. старине. Истоки художеств, метода Р.- постижение истории в неразрывной
связи с вечной природой - ощутимы уже в его ранней работе "Гонец" ("Восста
род на род"; 1897, Третьяковская гал.), открывающей цикл "Начало Руси.
Славяне". В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произв. ("Заморские
гости", 1901; "Город строят", 1902; оба в Третьяковской гал.) сменяется
стремлением Р. осмыслить прошлое в его символич. созвучии с современностью,
представить осн. вехи в истории человечества как цепь многократных мировых
катаклизмов, как эпизоды некой единой "космической" эволюции ("Небесный
бой", илл. см. т. 19, табл. XII, стр. 208-209;"3намение", 1915, Одесский
художеств, музей). Зрелой (с сер. 1910-х гг.) манере Р., впитавшей влияние
позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие
".модерна"
(плоскостная
орнаментальность, декоративная стилизация), а также визант. и др.-рус.
иск-ва (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление
черт символизма,
напряжённая эмоциональность образов, лапидарность
выразит, средств - чёткость, контурность рисунка, контрастность локальных
ярких тонов (с 1906 Р. писал темперой; с 20-х гг.- преим. синтетич. красками).
К 1910-м гг. также относятся работы Р. в области театрально-декорационной
живописи (оформление балета "Весна священная" И. Ф. Стравинского, 1913,
оперы "Князь Игорь" А. П. Бородина, 1914,- в
Русских сезонах С.
П. Дягилева) и монументального иск-ва (эскизы для церковных росписей и
мозаик, напр, в церкви св. Духа в Талашкине,
1914, а также для майоликовых
фризов и живописных панно в частных особняках).


С 1918 Р. жил за рубежом (в нач. 20-х гг.
в основном - в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии).
Совершил 2 большие экспедиции (1924-28 и 1934-35) по Центр, и Вост. Азии.
Особенно ценна по собранным археол. и этногр. материалам была 1-я экспедиция
(совм. с женой Е. И. Рерих и сыном Ю. Н. Рерихом), дважды пересекшая
Центр. Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум,
Таримскую впадину, Джунгарию к оз. Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию
(через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) посетил
Москву, а также Алтай. Центром изучения археол. и этногр. материалов в
1929-42 являлся Ин-т гималайских исследований ("Урусвати"), осн. Р. в Нагаре
совм. с сыном Ю. Н. Рерихом. Для живописи Р. 20-40-х гг. (монгольская,
тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символич. композиции) характерны
эпич. звучание, величественность и романтич. приподнятость образов, впечатляющая
острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов
("Гуга Чохан", 1931, Третьяковская гал.; "Знаки Гэсера", 1940, "Гималаи.
Нанда-Деви", 1941, "Тибет. Монастырь", 1942, "Помни", 1945, все 4 произв.-
в Рус. музее). Нек-рым работам Р. этого периода присущ усложнённый, нередко
претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению
Р. с его близостью к буддийской философии, его утопич. надеждам на глобально-мессианскую
роль иск-ва).


С 20-х гг. Р. вёл обширную просветит, деятельность
по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры
(на основе выдвинутого им т. н. Пакта Р. в 1954 в Гааге был подписан Заключит,
акт Междунар. конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого
конфликта, ратифицированный мн. странами, в т. ч. и СССР). Известны патриотич.
выступления Р. во время Великой Отечеств, войны 1941-45. Значителен вклад
Р. в культурное сближение сов. и инд. народов. Болезнь не дала Р. возможности
вернуться на Родину. Более 400 произв., исполненных им в Индии, было передано
в музеи СССР.


Соч.: Письмена, М., 1974; Из литературного
наследия, М., 1974; Алтай - Гималаи, М., 1974.


Лит.: Рерих, П., 1916; Князева В.
П., Н. К. Рерих, 1874-1947, Л.- М., 1963; её ж е, Н. Рерих, М., 1968; Беликов
П., Князева В., Рерих, М., 1972; Полякова Е., Н. Рерих, [М.], 1973.

В. А. Марков.



РЁРИХ, Рерих Святослав Николаевич
[р. 23.10(5.11). 1904, Петербург], живописец, русский по национальности.
Работает в Индии. Сын Н. К. Рериха. Учился архитектуре: с 1919 в
Королевской академии иск-в в Лондоне, затем в Колумбийском и Гарвардском
ун-тах в США. В 1923 впервые посетил Индию, с 1936 живёт там постоянно
(Бенгалуру, шт. Майсур). Продолжая традиции позднего творчества отца, пишет
портреты, символич. и жанровые композиции и особенно много - пейзажи ("Гималаи.
Закат солнца", портрет отца, оба произв.- 1937, Третьяковская гал.; "Вечнаяжизнь",
1954; "Утёсы", 1969; "Мой дом", 1971; "Моя страна прекрасна", 1974, все
произв.- собственность автора). Посетил СССР в 1960 и в 1974-75 (в связи
с юбилейной выставкой отца).


Лит.: Святослав Рерих. [Каталог
выставки], М., 1974.



РЁРИХ, Рерих Юрий Николаевич [3(16).8.1902,
Окуловка, ныне Новгородской обл.,-21.5.1960, Москва], советский учёный-востоковед,
доктор филологических наук (1957), профессор. Сын Н. К. Рериха. Получил
разностороннюю филологич. подготовку в крупнейших востоковедческих центрах
мира. В 1923- 1957 жил и работал в Индии. В 1930-42 директор Ин-та гималайских
исследований в Нагаре. Вместе с отцом участвовал в научных экспедициях
в Китае (Тибет, Синьцзян), МНР и др. После приезда в 1957 в СССР заведовал
сектором истории религии и философии Ин-та народов Азии АН СССР. Осн. труды
по истории Тибета и тибето-монгольских отношений, этнографии, материальной
культуре народов Центр. Азии, тибетской историографии и языкознанию, иконографии,
эпосу о Гэсэр-хане ("Гэсэриаде"), буддийской философии и религии. Перевёл
крупнейшее тибетское ист. соч. 15 в. "Синий тэп-тхэр" (ч. 1-2, 1949-53).
Член Королевского азиатского об-ва в Лондоне, Азиатского об-ва в Бенгалии,
амер. ар-хеологич. и этнографич. обществ и др. Лит.: Ю. Н. Рерих,
"Народы Азии и Африки", 1962, № 4 (лит.). В. А. Богословский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я