РЕСССОРА

РЕСССОРА (франц. ressort, букв.-
упругость, пружина, от старофранц. ressor-tir - отскакивать), вид амортизирующего
устройства (см. Амортизатор), упругий элемент подвески транспортной
машины (автомобиля, вагона, локомотива и др.), передающий нагрузку кузова
на ходовые тележки, колёса, гусеницы, лыжи, полозья и т. п. и смягчающий
толчки и удары при прохождении по неровностям пути. Р. бывают металлические,
гидравлические и пневматические. Наибольшее распространение получили металлич.
Р., к-рые разделяются на листовые, торсионные (см. Торсион) и пружинные.
Листовая Р. (рис. 1) состоит из пакета стальных закалённых листов 1
различной
длины, соединённых хомутами 2. Хомуты опираются на ходовые элементы
трансп. машин и предохраняют листы от относит. бокового смещения, а свободные
концы листов шарнирно закрепляются на кузове машины через серьги, ушки
или спец. подвески 3. Листовая Р. работает на изгиб, как упругая
балка. Для уменьшения рабочих напряжений листам придают изогнутую форму.
Пружинная P. имеет одну или неск. пружин (цилиндрических, конических, параболоидных
или тарельчатых), расположенных одна в другой или одна над другой. Пружинные
Р. часто сочетают с листовыми, напр. в ж.-д. подвижном составе (рис. 2).

Рис. 1. Листовая рессора задней оси
автомобиля: 1 - лист; 2 - хомут; 3 - подвеска.



Рис. 2. Смешанная (комбинированная)
подвеска железнодорожного подвижного состава.



Пружинные Р. более чувствительны к изменениям
нагрузки, а листовые Р. лучше гасят колебания. Это обеспечивает большую
плавность хода трансп. машины. В гидравлич. Р. жидкость перетекает из одной
полости цилиндра в другую через калиброванные отверстия. В пневматич. Р.,
кроме того, могут использоваться упругие свойства газа или воздуха. В.
С. Киреев.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я