РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ
здание или комплекс
зданий, сооружений и устройств для обслуживания пассажиров и обработки
багажа в речных портах. Здания Р. в. возводят на прибрежных участках, при
выборе к-рых учитываются требования навигации, гидрогеол. условия и удобство
связей с осн. магистралями и трансп. системами города. Иногда Р. в. объединяют
с вокзалами др. видов транспорта (см. Вокзал). Комплекс Р. в. обычно
состоит из привокзальной площади, пасс, здания и перрона. На перронах Р.
в. используются плавучие дебаркадеры или устраиваются посадочные
площадки на различных уровнях (реже применяются спец., в т. ч. выдвижные,
трапы) ввиду сезонных колебаний горизонта воды. Р. в. классифицируются
по вместимости на малые (25-100 чел.), средние (100-500 чел.) и большие
(500-900 чел.). Первые стационарные Р. в. построены в СССР в 1930-1-й пол.
1950-х гг.; в их архит. решении широко использовались мотивы и декоративные
детали, заимствованные из зодчества прошлого (Химкинский речной вокзал
в Москве, 1937, арх. А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский; илл. см. т. 17, табл.
IV-V, стр.16-17). Для совр. Р. в. характерны многоуровневая композиция,
большие зальные помещения для обслуживания пассажиров, значит, площади
остекления фасадов, раскрывающие внутр. пространство вокзала в сторону
реки и привокзальной площади. Объединение Р. в. с крупными зданиями общегор.
значения (гостиницы, рестораны и др.) позволяет использовать его помещения
в межнавигационный период (для обслуживания туристов, проведения выставок,
вечеров отдыха, показа кинофильмов и т. д.), способствует формированию
выразительных архит. ансамблей.
Лит.. Голубев Г. Е..Анджелини Г.
М., Модоров А. Ф., Современные вокзалы..., М., 1967. Г. Е. Голубев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я