РЕЧЬ
речевая деятельность, общение,
опосредствованное языком; один из видов коммуникативной (см. Коммуникация)
деятельности
человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной
трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания.
Речевые средства в этом процессе постепенно потеряли свой "естественный"
характер и стали системой искусственных сигналов (см. Семиотика). При
этом они не просто тем или иным образом организуют в принципе независимую
от них деятельность, а вносят в неё новое объективное содержание (слово
как единство общения и обобщения) и этим способствуют перестройке её структуры:
в языковом знаке фиксируются не только внешние, природные связи объектов,
но также связи и отношения, возникающие в самом процессе деятельности.
В науч. лит-ре существуют противоречивые взгляды на сущность и функции
Р.: Б. Кроне
считает Р. средством эмоционального выражения; О. Дитрих,
К. Яберг, К. Фосслер приписывают Р. две осн. функции - выражения
и коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера Р.- только средство воздействия.
К. Бюлер выделяет функции выражения, обращения и сообщения. Сов. психологи
указывают на две осн. функции языка (Р.): функцию средства, орудия общения
(коммуникации) и функцию средства обобщения, орудия мышления. Выделяются
также функции выражения, воздействия, указательная и др. Р. как психологич.
явление обычно понимается как особый вид деятельности (наряду с трудовой,
познават., мнемической и др.) и как речевые действия или операции, включённые
в перечисленные виды деятельности; в этом смысле Р. соотносится с такими
категориями, как мышление, память и т. п. С точки зрения психологии и физиологии
Р.- одна из высших пси-хич. функций человека. Физиологич. основа Р.- сложная
организация неск. функциональных систем, частично специализированных, частично
обслуживающих и др. виды деятельности. Эта организация является многочленной
и многоуровневой и включает как элементарные физиологич. механизмы типа
"стимул- реакция", так и механизмы специфические, имеющие иерархич. строение
и характерные исключительно для высших форм речевой деятельности. В психофизиологич.
организации Р. есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и
осознаваемые (осознаётся содержание, а также иногда словесный состав, грамматика
и даже звуковая сторона Р.): характер осознания зависит от типа Р., уровня
развития речевых умений говорящего, социальной ситуации и др. факторов.
В процессе психич. развития ребёнка его Р. (см. Детская речь) формируется
поэтапно благодаря взаимодействию всё усложняющихся процессов общения (и
процессов использования Р. в некоммуникативных целях) и становлению лежащих
в основе Р. др. видов деятельности.
Языкознание изучает Р. как одну из двух
осн. категорий - "язык - речь" в их единстве и противопоставлении. Р. при
этом обычно понимается как реализация системы языка: язык - потенция, виртуальное
(существующее как абстракция), социальное; речь - реализация, актуальное,
индивидуальное. Подобная трактовка Р. восходит, как правило, к "Курсу общей
лингвистики" Ф. де Соссюра, к-рый различал язык (langue) и языковую
способность (faculte du langage) как социальное и индивидуальное. Они объединены
в рамках речевой деятельности (langage), в свою очередь противопоставленной
P. (parole) как потенция - реализации; потенциальное приравнено к социальному,
а реальное к индивидуальному. Обе концепции (и концепция Соссюра, и обычное
понимание соотношения Р. и языка в совр. лингвистике) не< вполне
соответствуют взглядам на природу и функции общения (Р.) в совр. сов. филос.,
социологич. и психологич. науке, где подчеркивается связь речевого общения
с процессом взаимодействия (интеракции) и с системой обществ, отношений,
проявляющихся в общении. Поскольку язык используется не только для общения,
но и в др. видах деятельности (напр., в познавательной, т. е. мышлении,
в мнемической-как опора памяти, и т. п.), можно выделять собственно Р.
(или "внешнюю" Р.), к-рая имеет коммуникативную направленность, т. е. ориентирована
на понимание др. людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность,
а также на социальное взаимодействие, и внутреннюю Р., к-рая есть в сущности
общение человека с самим собой для постановки и решения той или иной познават.
задачи. Ориентированность внутр. Р. на познавательные задачи ведёт к использованию
в ней, наряду с единицами и конструкциями языка, встречающимися и в собственно
Р., разного рода вспомогат. средств (образы, схемы и т. д.) и возникновению
специфических закономерностей синтаксич. строения внутр. Р., впервые описанных
Л. С. Выготским. Внутр. Р. отличается от внутр. проговаривания (Р.
"про себя", беззвучная Р.) и внутр. программирования (создание плана будущего
высказывания или цепочки высказываний). Внутр. Р. генетически восходит
к собственно Р.: лишь использование Р. для общения делает возможным (как
в филогенезе, так и в онтогенезе) использование её для познания. Собственно
Р. ("внешняя" Р.) разделяется на диалогическую (см. Диалог) и монологическую
Р. (см. Монолог); генетически первичной является диалогич. Р. Различают
также устную и письменную Р. Помимо того, что письм. Р. имеет специ-фич.
структуру и материальное воплощение в письменности языка, она отличается
от устной Р. значительно большей возможностью для пишущего произвольно
или сознательно выбирать и организовывать любые языковые элементы.
Оставаясь коммуникативной, "внешняя" Р.
может выполнять в то же время различные дополнит, функции, напр, поэтическую
(Р. как орудие общения посредством искусства), магическую ("воздействие"
на реальный мир с помощью слова), номинативную (Р.- наименование), диакритическую
(Р., непосредственно включённая в речевую ситуацию и используемая лишь
для её уточнения и дополнения неречевых действий) и т. п. В этих функциях
Р. может приобретать специфич. закономерности внутр. организации, что позволяет
говорить или о поэтич. Р., или о магич. Р. и т. д.
Лит.: В о л о ш и н о в В. Н., Марксизм
и философия языка, 2 изд., Л., 1930; С о с-с ю р Ф. д е, Курс общей лингвистики,
пер. с франц., М., 1933; Выготский Л. С., Избр. психологические исследования,
М., 1956; Ж и н к и н Н. И., Механизмы речи, М., 1958; его же, Психологические
основы развития речи, в кн.: В защиту живого слова, М., 1966; Николаева
Т. М., Письменная речь и специфика её изучения, "Вопросы языкознания",
1961, № 3; Язык и речь. Тезисы докладов, М., 1962; Миллер Д ж., Речь и
язык, в кн.: Экспериментальная психология, т. 2, М., 1963; Речь. Артикуляция
и восприятие, М.- Л., 1965; X о л о д о-в и ч А. А., О типологии речи,
в кн.: Историко-филологические исследования, М., 1967; Соколов А. Н., Внутренняя
речь и мышление, М., 1968; Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность,
М., 1969; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972;
Основы теории речевой деятельности, М., 1974; В u h 1 е r K., Sprachtheorie,
Jena, 1934; Coseriu E., Sistema, norma у habla, Montevideo, 1952; Jakobson
R., Linguistics and poetics, в сб.: Style in language, N. Y.- L., 1960;
Slama-Cazacu T., Langage et contexte, 's-Gravenhage, 1961; Moscovici S.,
Communication processes and the properties of language, в сб.: Advances
in experimental social psychology, v. 3, N. Y.- L., 1967.
А. А. Леонтъев.
Физиология речи. Физиологич. функции,
обеспечивающие общение между людьми с помощью звуков Р., заключаются в
речеобразовании и восприятии Р. Для её продуцирования используется ряд
органов. Совокупность органов, участвующих в речеобразовании, наз. речевым
аппаратом (см. Органы речи). Лёгкие с дыхат. мускулатурой, являясь
исходным источником энергии, обеспечивают развитие давлений и воздушных
потоков в речевом тракте, представленном гортанью, глоткой, ртом, носом,
мягким нёбом и губами. Совокупность действий органов речевого тракта (артикуляция)
строго
координирована, в результате чего образуется членораздельная звуковая Р.
Процесс речеобразования в целом организуется нервной системой
и
подчиняется иерархич. принципу управления. Основные уровни речеобразования:
синтез предложения, к-рое должно быть сказано; организация программы артикуляции;
реализация этой программы в последовательности артикуляторных движений;
собственно образование звукового сигнала.
В процессе восприятия Р. участвуют слуховой
анализатор и нервная система, в к-рых происходят преобразования акустич.
сигнала, в конечном итоге обеспечивающие понимание смысла речевого сообщения.
Процесс организован по принципу иерархии: выделение слухом спектральных
и временных особенностей сигнала, являющихся различит, признаками звуков
Р.; фонетич. анализ, обеспечивающий преобразование потока признаков сигнала
в последовательность дискретных элементов сообщения (фонем или слогов);
анализ синтаксиса и семантики сообщения.
Речь в акустике. С физич. точки
зрения устная Р. состоит из последовательности звуков речи (гласных
и
согласных),
произносимых,
как правило, слитно, с паузами только после отдельных слов или групп звуков.
Слитность произношения звуков Р., вследствие непрерывности ар-тикуляц.
движений органов Р., вызывает взаимное влияние смежных звуков друг на друга.
Артикуляц. органы имеют неодинаковые размеры у разных людей, и каждому
человеку свойственна своя манера произнесения звуков Р., поэтому для каждого
человека звуки Р. имеют индивидуальный характер (своего рода устный почерк).
Но при всём их многообразии они являются физич. реализациями (произнесением)
небольшого числа фонем (наименьшая звуковая единица данного языка,
существующая в Р. в целом ряде конкретных звуков). В русской Р. их насчитывается
41: 6 гласных ("а", "о", "у", "э", "и", "ы"), 3 твёрдых согласных ("ш",
"ж", "ц"), 2 мягких ("ч", "й") и 15 в твёрдом и мягком видах; звуки Р.
"я", "ю", "е", "ё" относятся к составным ("йа", "йу", "йэ", "йо").
Звуки Р. неодинаково информативны. Так,
гласные звуки содержат малую информацию о смысле Р., а глухие - наиболее
информативны. Напр., слово "посылках последовательность "о. ы. а" ничего
не говорит, а - "п. с. лк." даёт почти однозначный ответ о смысле слова.
Точность передачи Р. (напр., в системах связи) оценивают с помощью артикуляц.
метода: передают набор элементов Р., напр, слов или слогов, отражающий
состав звуков Р. данного языка, и определяют относит, количество принятых
элементов. Разборчивость Р. при этом в значит, мере определяется разборчивостью
глухих согласных.
Рис. 1. Спектральная огибающая фонемы
"ть": 1, 2, 3-форманты; 4, 5, 6 - антиформанты.
Рис. 2. Спектральная огибающая фонемы
"з": 1, 2,3,4 - форманты; 5,6 - антиформанты.
Рис. 3. Спектральная огибающая фонемы
"а": 1, 2, 3, 4 - форманты.
Импульсы потока воздуха, создаваемые голосовыми
связками (см. Голосовой аппарат) при произнесении звонких звуков
Р., с достаточной точностью могут считаться периодическими. Соответствующий
период колебаний наз. периодом осн. тона голоса, а обратная величина -
частотой осн. тона, она лежит обычно в пределах от 70 до 450 гц. При
произнесении звуков Р. частота осн. тона изменяется. Это изменение наз.
интонацией. У каждого человека свой диапазон изменения осн. тона (обычно
немного более октавы) и своя интонация. Последняя имеет большое значение
для узнаваемости голоса. Импульсы осн. тона имеют пилообразную форму и
поэтому при их периодич. повторении получается дискретный спектр с большим
числом обертонов или гармоник. При произнесении взрывных и щелевых звуков
Р. поток воздуха проталкивается через узкие участки (щели) речевого тракта,
образуя завихрения, создающие шумы с широкополосным сплошным спектром.
Таким образом, при произнесении звуков Р. через речевой тракт проходит
сигнал с тональным или шумовым, или с тем и другим спектром. Речевой тракт
представляет собой сложный фильтр акустический с рядом резонансных
полостей, создаваемых артикуляц. органами Р., в результате чего выходной
сигнал, т. е. произносимая Р., имеет спектр с огибающей сложной волнообразной
формы. Максимумы концентрации энергии в спектре звука Р. наз. формантам
и, а резкие провалы - антиформантами. В речевом тракте у каждого звука
Р. свои резонансы и антирезонансы, поэтому огибающая спектра этого звука
имеет индивидуальную форму. Для большинства гласных звуков Р. характерно
своё расположение формант, антиформант и соотношение их уровней; для согласных
важен также ход изменения формантных частей во времени (см. рис. 1, 2,
3).
У звонких звуков Р., особенно гласных,
высокий уровень интенсивности, у глухих - самый низкий. Поэтому при произнесении
Р. громкость её непрерывно изменяется, особенно резко при произнесении
взрывных звуков. Диапазон уровней Р. находится в пределах 35-45 дб.
Длительность
гласных звуков Р. в среднем ок. 0,15 сек, согласных - ок. 0,08 сек,
звука
"п" - ок. 0,03 сек.
Образование звуков Р. происходит в результате
подачи команд в виде биоэлектрич. сигналов мышцам артикуляц. органов Р.
от речевого центра Мозга. Этих сигналов не более 10, изменяются они медленно
(в темпе смены звуков Р., т. е. от 5 до 10 звуков в 1 сек); в результате
общий поток этих сигналов составляет 50-100 информац. единиц (бит/сек),
тогда
как весь речевой сигнал - в 1000 раз больше. Объясняется это тем, что речевой
сигнал представляет собой своего рода модулированную несущую (см. Модуляция
колебаний). Вся информация заключается в спектральной модуляции (в
изменении формы огибающих спектра и уровня Р.), а в самой несущей информация
о смысле Р. отсутствует.
Основное назначение Р.- передача информации
от человека к человеку как при их непосредств. общении, так и с помощью
средств связи. Т. к. для передачи натуральной Р. требуется пропускная способность
тракта связи ок. 50 000- 70 000 бит/сек, то с целью её экономии
и соответственно увеличения количества возможных переговоров стремятся
сжимать поток речевого сигнала на передающем конце тракта с последующим
его расширением на приёмном конце. Напр., ослабляя уровень громких звуков
Р., уменьшают разность уровней между громкими и слабыми звуками (сжимают
динамический диапазон). Так же можно сжимать частотный диапазон речевого
сигнала. Наконец, можно исключать из Р. участки сигнала, не несущие информации
(средние участки длительных звуков), т. е. компрессировать Р. во времени.
На приёмном конце соответственно восстанавливают диапазоны и заполняют
исключённые участки звуков.
Если отделить модулирующий сигнал от несущей,
то потребуется ещё меньшая пропускная способность тракта связи для передачи
Р. Подобную задачу в системах связи решают т. н. вокодеры.
В совр. исследованиях по общению человека
с машиной решаются две проблемы: автоматич. управление машинами и процессами
с помощью Р. (устный ввод в ЭВМ, автоматич. пишущая машинка и т. п.) и
синтез Р. по различным кодовым сигналам (устный вывод из ЭВМ, говорящие
машины для чтения текста слепыми и т. п.). М. А. Сапожков.
Исследования механизмов слухового и фонетич.
анализа Р. относятся к акустике, психоакустике и фонетике; исследования
синтаксич. и семантич. анализа сообщения относятся к лингвистике, психолингвистике
и физиологии второй сигнальной системы. Речеобразование исследуют
методами рентгенокиносъёмки, электромиаграфии, спец. датчиками воздушных
давлений и потоков, акустич. явлений и движений речевого аппарата. Ведущий
метод исследования восприятия Р.- определение его особенностей в зависимости
от физич. свойств естеств. или синтетич. звуков Р. Большое значение имеет
физич. и математич. моделирование; данные важны для языкознания,
логопедии,
сурдологии, техники связи, конструирования систем автоматич. распознавания
и синтеза Р.
Лит.: Фант Г., Акустическая теория
ре-чеобразования, пер. с англ., М., 1964; Речь. Артикуляция и восприятие,
М.- Л., 1965; Фланаган Дж. Л., Анализ, синтез и восприятие речи, пер. с
англ., М., 1968; Чистов и ч Л. А., Кожевников В. А., Восприятие речи, в
кн.: Физиология сенсорных систем, ч. 2, Л., 1972 (Руководство по физиологии);
С а п о ж-ков М. А., Речевой сигнал в кибернетике и связи, М., 1963.
Расстройства речи. К расстройствам
Р. относят нарушения функций её восприятия и образования. Их причины: анатомич.
дефекты периферич. речевого аппарата, нарушения его иннервации, а также
органич. и функциональные изменения нек-рых отделов центр, нервной системы,
обеспечивающих речевую деятельность. Расстройства образования Р. проявляются
в нарушениях синтаксич. структуры фраз, в изменениях словаря, звукового
состава, методики, темпа и плавности речи. При расстройствах восприятия
Р. нарушаются процессы распознавания речевых элементов, грамматич. и смыслового
анализа воспринимаемых сообщений (нарушения восприятия, обусловленные поражениями
периферич. слуховой системы, к речевой патологии не относятся). При изучении
нарушений процесса речеобразования используют физиол. и биофизич. методы,
фонетич. и лингвистич. анализ речевой продукции больных, приёмы акустич.
анализа речевых сигналов; при нарушениях восприятия - психоакустич. и психолингвистич.
методики.
При классификации речевых расстройств учитывают
осн. их проявления, сопутствующие неврологич. симптомы, характер анатомич.
изменений речевого аппарата. Нарушения процессов анализа и синтеза сообщений
и нарушения речевой памяти, возникающие при локальных поражениях головного
мозга, относят к группе афазий. Аналогичные поражения центр, нервной
системы у детей, возникшие до освоения ими речи, приводят к алалии.
К
группе афазий примыкают нарушения речеобразования, обусловленные утратой
сложных речевых координации (речевая
апраксия). Нарушения речеобразования,
вызванные поражениями черепно-мозговых нервов, ядер этих нервов, нек-рых
подкорковых образований, составляют группу
дизартрии.
Расстройства,
обусловленные анатомич. особенностями речевого аппарата (его скелета и
мягких тканей), образуют группу дислалий (см. Косноязычие);
они
могут быть следствием врождённых расщелин губ и нёба, неправильного прикуса,
травм и т. п. К этой группе нарушений примыкают расстройства голосообразования,
обусловленные параличами и парезами голосовых связок, Рубцовыми
их изменениями, новообразованиями гортани и др. фониатрич. заболеваниями;
наиболее тяжёлые из них возникают после полного удаления гортани (ларингэктомии).
К функциональным нарушениям речи относят: заикание, функциональное косноязычие,
мутизм,
а
также нарушения речи, обусловленные дисфункциями гортани (афонии психогенного
происхождения и др.). Вторичные нарушения речи возникают при
глухоте
и
тугоухости: их характер и тяжесть зависят от степени снижения слуха
и времени возникновения заболевания (утрата слуха до овладения речью может
привести к глухонемоте). Расстройства речи зачастую сопровождаются
нарушениями чтения (дислексия) и письма (дисграфия) вплоть до полной утраты
этих способностей (алексия и аграфия).
Диагностика речевых
расстройств осуществляется невропатологами и логопедами. Лечение: амбулаторное
- в логопедич. кабинетах и стационарное - в психоневрологич. и спец. речевых
клиниках. Комплекс леч. мероприятий включает медикаментозную терапию, хирургич.
вмешательства, психотерапию и спец. речевую тренировку (логопедич.
занятия). Обучение детей с выраженными дефектами речи производится в спец.
речевых школах (см. Логопедия).
Лит.: Л у р и я А. Р., Высшие корковые
Функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1962;
Правдина О. В., Логопедия, М., 1969; Handbook of speech pathology ed by
L. E. Travis, N. Y., [1957]; Luchsinger R., Arnold G. E., Lehrbuch der
Stimm- und Sprachheilkunde, 2 Aufl., W., 1959. Ю. И. Кузьмин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я