РИГЛЬ
(Riegl) Алоиз (14.1.1858,
Линц,- 17.6.1905, Вена), австрийский искусствовед. Проф. Венского ун-та
(с 1897); представитель т. н. венской школы искусствознания. Для становления
взглядов Р. важное значение имела полемика с теорией Г. Земпера о
материале как важнейшем элементе, определяющем законы формообразования.
Отвергая характерный для искусствознания 19 в. нормативный взгляд на историю
иск-в как на эволюционирующую к общему идеалу последовательность периодов
"упадка" и "прогресса", Р. выдвинул понятие об имманентной "художественной
воле", предопределяющей своеобразие отд. художеств, эпох [в т. ч. периодов
"гаптической" (осязательно-плоскостной) и "оптической" (пространственной)
трактовки формы]. Несмотря на идеалистичность предпосылок Р., его теория
позволила разработать более разнообразные приёмы анализа художеств, формы.
Соч.: Die spatromische Kunstindustrie...,
Bd 1 - 2, W., 1901 - 23; Das hollaandische Gruppenportrat, [W.], 1902;
Gesammelte Aufsatze, Augsburg - W., 1929.
Лит.: История европейского искусствознания.
Вторая половина XIX в.- начало XX в., кн. 1, М., 1969, с. 65-73; Р i-wocki
К., Pierwsza nowoczesna teoria sztuki. Pogla.dy Aloisa Riegla, Warsz.,
1970.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я