РИККЕРТ
(Rickert) Генрих (25.5.1863,
Данциг, ныне Гданьск, Польша,- 30.7. 1936, Гейдельберг), немецкий философ,
один из основателей баденской школы неокантианства. С 1894 проф.
Фрейбургского, с 1916 - Гейдельбергского ун-тов. Филос. позиция Р. претерпела
сложную эволюцию: если вначале он анализирует гносеологич. проблемы (предмет
познания, классификация наук), позднее строит систему философии как теории
ценностей, то в конце жизни стремится обосновать онтологию и метафизику.
Отвергая с позиций неокантианства "вещъ в себе" как объективную
реальность, Р. сводит бытие к сознанию субъекта, понимаемому как всеобщее,
безличное сознание. На этой основе Р. решает центр, для своей теории познания
проблему трансцендентного - вопрос о независимой от сознания объективной
действительности: данная в познании действительность имманентна сознанию.
Вместе с тем, согласно Р., существует объективная, независимая от субъекта
истина, т. е. недоступное познанию трансцендентное. Не приемля теории отражения,
Р. рассматривает реальность как результат деятельности безличного сознания,
конструирующего природу (естествознание) и культуру (науки о культуре).
Естествознание направлено на общее, законы, а история занимается единичными,
неповторимыми явлениями и событиями. Исходный методологич. дуализм Р. развёртывается
в противопоставлении им генерализирующей (обобщающей) точки зрения естествознания,
свободной от ценностей, и индивидуализирующего понимания в истории, относящегося
к ценностям. При этом Р. отдаёт предпочтение истории, к-рая, с его точки
зрения, гораздо ближе к действительности, чем естествознание, оперирующее
упрощающими многообразное бытие понятиями. Истолкование Р. истории как
науки направлено против принципа историзма и материалистич. понимания истории.
Философия, по Р., представляет собой науку
о ценностях, к-рые образуют "...совершенно самостоятельное царство, лежащее
по ту сторону субъекта и объекта" ("О понятии философии", в журн. "Логос",
1910, кн. 1, с. 33). Р. пытается построить систему философии, содержание
к-рой составляют надысторич. взаимоотношения ценностей. Рассматривая свою
систему как открытую, Р. вычленяет 6 сфер (логика, эстетика, мистика, этика,
эротика, религия) и соответствующих им типов ценностей (истина, красота,
надличностная святость, нравственность, счастье, личная святость).
В работах последнего периода филос. позиция
Р. приобретает иррационалистич. характер: он полагает, что понятия философии
не способны постичь жизнь. Критикуя онтологию Н. Гартмана и М. Хайдеггера,
Р.
обосновывает возможность построения онтологии как учения о видах мирового
целого, проявляет интерес к проблеме обоснования и сущности метафизики.
Соч.: Das Eine, die Einheit und die Eins.
Bemerkungen zur Logik des Zahlbegriffs, 2 Aufl., Tubingen, 1924; System
der Philoso-phie, Bd 1, Tubingen, 1921; Die Logik des Pra-dikates und das
Problem der Ontologie, Hdlb., 1930; Grundprobleme der Philosophie, Tubingen,
1934; в рус. пер.- Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания,
2 изд., К., 1904; Границы естественно-научного образования понятий, СПБ,
1903; Философия истории, СПБ, 1908; Науки о природе и науки о культуре,
СПБ, 1911; О системе ценностей, "Логос", 1914, т. 1, в. 1; Философия жизни,
П., 1922.
Лит.: Софронов Ф. Г., Риккерт и
его книга "Границы естественно-научного образования понятий", "Вопросы
философии и психологии", 1905, кн. 78, [в. 6]; Я к о в е н-к о Б., Учение
Риккерта о сущности философии, там же, 1913, кн. 119; Б а к р а д з е К.
С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб.,
1960, гл. 5; Богомолов А. С., Немецкая буржуазная философия после 1865
года, М., 1969; Современная буржуазная философия, М., 1972, гл. 1; F a
u s t A., H. Rickert und seine Stellung innerhalb der deutschen Philosophie
der Gegenwart, Tubingen, 1927; Mi1ler-Rostowska A., Das Individuelle als
Gegenstand der Erkenntnis. Eine Studie zur Geschichtsmethodologie H. Rickerts,
Winterthur, 1955. А, П. Огурцов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я