РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
[6(18).3.1844, Тихвин,- 8(21).6. 1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне
Ленинградской обл.], русский композитор, педагог, дирижёр, общественный
деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петерб.
Морском корпусе, по окончании к-рого (1862) участвовал в плавании на клипере
"Алмаз" (Европа, Сев. и Юж. Америка). В 1859-60 брал уроки у пианиста Ф.
А. Канилле. В 1861 стал членом муз.-творч. содружества "Могучая кучка".
Под
рук. М. А. Балакирева, оказавшего на Р.-К. большое творческое влияние,
создал 1-ю симфонию (1862-65; 2-я ред. 1874). В 60-х гг. написал ряд романсов
(ок. 20), симф. произв., в т. ч. муз. картину "Садко" (1867, окончат, ред.
1892), 2-ю симфонию "Антар" (1868, позже назв. сюитой, окончат, ред. 1897);
оперу "Псковитянка" (по драме Л. А. Мея, 1872, окончат, ред. 1894). С 70-х
гг. муз. деятельность Р.-К. значительно расширилась: был проф. Петерб.
консерватории (с 1871), инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства
(1873-84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874-81), пом.
управляющего Придворной певческой капеллы (1883-94), возглавлял Беляевский
кружок
(с 1882), выступал в качестве дирижёра оперных спектаклей и
симфонич. концертов. Направление творчества Р.-К.тех лет во многом определялось
его глубокой связью с прогрессивными идейно-художеств. течениями 60-х гг.
Отсюда живой интерес композитора к рус. фольклору (особенно древнейшим
его пластам). Он составил сб. "100 русских народных песен" (1876, изд.
1877), гармонизовал рус. песни, собранные Т. И. Филипповым ("40 песен",
изд. 1882). Увлечение красотой и поэзией нар. обрядов отразилось в операх
"Майская ночь" (по Н. В. Гоголю, 1878) и особенно в "Снегурочке" (по А.
Н. Островскому, 1881) - одном из наиболее вдохновенных и поэтич. сочинений
Р.-К., а также в написанных позднее операх "Млада" (1890), "Ночь перед
рождеством" (по Гоголю, 1895). В 80-е гг. создано большинство симф. произв.,
в т. ч. "Сказка" (1880), "Симфониетта на русские темы" (1885), "Испанское
каприччио" (1887), сюита "Шехеразада" (1888), увертюра "Светлый праздник"
(1888). Во 2-й пол. 90-х гг. творчество Р.-К. приобрело исключит, интенсивность
и разнообразие. После оперы-былины "Садко" (1896), с её красочным контрастом
эпич. картин новгородского быта и фантастич. "подводных" сцен, Р.-К. сосредоточивает
внимание на внутреннем мире человека. Стремление к углублённой лирич. выразительности
проявляется в романсах (1897-98), операх "Моцарт и Сальери" (на текст А.
С. Пушкина, 1897), "Боярыня Вера Шелога" (пролог к опере "Псковитянка",
1898) и наиболее полно раскрывается в опере "Царская невеста" (по Мею,
1898) - напряжённо-экспрессивной драме на историко-бытовой основе. Опера
"Сказка о царе Салтане" (по Пушкину, 1900), с её подчёркнуто условной театральностью
и элементами стилизации нар. лубка, близка новым тенденциям в иск-ве 20
в. Дыхание времени своеобразно проявилось и в величественной, патриотич.
опере-легенде "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904),
поднимающей высокие нравственно-философские проблемы. Остросовременной
социально-политич. направленностью отмечены две оперы-сказки: "Кащей бессмертный"
(1901), с её идеей освобождения от деспотич. гнёта, и "Золотой петушок"
(по Пушкину, 1907)-беспощадная сатира на царское самодержавие.

Н. А. Римский-Корсаков.


Творчество Р.-К. глубоко самобытно и вместе
с тем развивает классич. традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий
артистизм, совершенное мастерство и прочная опора на нар. основу роднят
его с М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творч. облика Р.-К. выявляются
в произв., связанных с миром сказочности, нар. фантастики, с поэзией рус.
природы, красочными картинами нар. быта. Здесь раскрываются его замечательный
живописно-изобразит. дар, свежесть и особая чистота лирики, искренней,
тёплой и несколько созерцательной. Стиль Р.-К. ярко национален. Композитор
использует в своих произв. подлинные нар. темы и органично претворяет песенные
интонации в собств. мелодиях. Много нового вносит он в гармонию и инструментовку,
значительно расширяя и обогащая их колористич. возможности. Его ладо-гармоническая
и оркестрово-тембровая палитра отличается богатством оттенков, красочностью
и блеском.


Осн. область творчества Р.-К.- опера. 15
его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургич.,
композиционных и стилистич. решений. Преобладает эпич. тенденция, связанная
с обращением автора к жанрам нар. иск-ва. Былина, сказка, легенда питают
творчество Р.-К. не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять
и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и
справедливости. Основой оперной выразительности Р.-К. считал пение. Тем
не менее оркестру в операх отведена огромная ролы он выступает как важный,
а иногда и главный носитель сквозного муз.-драматургич. развития. Нередко
ему поручаются самостоят, симф. картины: напр, вступление "Океан-море синее"
к опере "Садко", антракты "Три чуда" и "Сеча при Керженце" в операх-сказках
"Сказка о царе Салтане" и "Сказание о невидимом граде Китеже".


Симф. творчество Р.-К. представлено жанровыми
произв., продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой нар.
тем ("Сербская фантазия", "Испанское каприччио" и др.), а также характерными
для "кучкистов" программными сочинениями преим. живописно-картинного или
сказочного содержания ("Садко", "Антар"). Большинство симф. произв. основано
на принципе контрастного сопоставления внутренне законченных образов. Отсюда
преобладание таких муз. форм, как увертюра и сюита.


Творчество Р.-К.- ярчайшая страница в истории
рус. культуры. Его воздействие на рус. и зарубежную музыку не исчерпывается
созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла самоотверженная
редакторская работа Р.-К., благодаря к-рой увидели свет и были исполнены
мн. шедевры рус. иск-ва ("Каменный гость" Даргомыжского, "Князь Игорь"
Бородина, "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского; он также подготовил
к изд. совм. с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым оперные партитуры Глинки).
Исключит, значение имела педагогич. деятельность Р.-К. Он был главой крупной
школы, воспитал св. 200 учеников, среди к-рых - А. К. Глазунов, А. К. Лядов,
М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, Н. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко,
А. А. Спендиа-ров, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол и др. Нек-рые из них сыграли
затем важную роль в формировании проф. музыки народов СССР. Частичным обобщением
педагогич. труда Р.-К. явились его учебники гармонии и оркестровки. Автобиографич.
кн. "Летопись моей музыкальной жизни" (1909), освещающая важнейший период
становления рус. музыки,- ценный историч. документ. В г. Тихвине в 1944
в доме, где родился композитор, открыт музей (Дом-музей Р.-К.).


Соч.: Полн. собр. соч., т. 1 - 50, М. -
Л., 1946 - 70 (издание продолжается).


Лит.: Римский-Корсаков А. Н., Н.
А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, в. 1 - 5, М., 1933 - 46: А с аь е в Б. (Игорь Глебов), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1944), М.- Л., 1944;
его же, Симфонические этюды, Л., 1970; Янковский М., Римский-Корсаков и
революция 1905 года, М.- Л., 1950; Римский-Корсаков. Исследования. Материалы.
Письма, т. 1 - 2, М., 1953-54 (Музыкальное наследство); Гнесин М. Ф., Мысли
и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, М., 1956; Ястребцев В. В., Н.
А. Римский-Корсаков. Воспоминания, т. 1-2, Л., 1959-60; Д а н и л е в и
ч Л. В., Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова, М., 1961; Соловцов А.,
Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова, 2 изд., М., 1969; Кунин И.,
Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических
отзывах, Л.. 1974. О. Б. Степанов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я