РИФМА
(от греч. rhythmos - стройность,
соразмерность), созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое
и композиционное значение. Р. подчёркивает границу между стихами и
связывает стихи в строфы. В поэзии большинства народов Р. располагается
на концах стихов, однако встречаются регулярные начальные созвучия (напр.,
начальные ассонансы в монг. поэзии). В разное время и у разных народов
к Р. предъявлялись различные требования, поэтому единого универсального
определения Р. по звуковому составу быть не может: он зависит как от лит.
традиции, так и от фонетич. строя языка. Напр., в рус. поэзии основа Р.-
созвучие ударных гласных; в чешском же языке, в к-ром ударение всегда падает
на начальный слог, созвучие последних слогов может не зависеть от места
ударения.
По месту ударения Р. делятся на м у ж с
к и е - с ударением на последнем слоге (берегам - лучам), женские - с ударением
на предпоследнем слоге (Руслана - романа), дактилические - с ударением
на третьем от конца слоге (закованный - очарованный) и очень редкие гипердактилические
(покрякивает - вскакивает) с большим количеством послеударных слогов (см.
Клаузула).
Взаимное
расположение рифмующихся строк может быть различно. Осн. способы рифмовки:
смежная - по схеме аа бб ... (Ворон к ворону летит,/ Ворон ворону кричит
... - Пушкин); перекрёстная - абаб (Румяной зарею /Покрылся восток, /В
селе за рекою/ Потух огонёк ...- Пушкин); охватная, или опоясывающа я,-
абба (Уж подсыхает хмель на тыне. /За хуторами, на бакчах, /В нежарких
солнечных лучах/ Краснеют бронзовые дыни ...- Бунин). Эти способы рифмовки
могут по-разному чередоваться и сплетаться. Стихотворения на одну Р.- моноримы
- редки в европ. поэзии, но широко распространены в поэзии Бл. и Ср.
Востока (см. Газель, Касыда, Рубай). Определённое, повторяющееся
расположение Р.- один из признаков строфы.
В рус. поэзии Р. ведёт происхождение от
распространённого в фольклоре синтак-сич. параллелизма, благодаря
к-рому на концах стихов оказываются одинаковые части речи в одинаковой
грамматич. форме, чем порождается созвучие: "Хвали сено в стогу, а барина
в гробу". В др.-рус. поэзии преобладала т. н. грамматическая (суффиксально-флективная)
Р.: <бяше- знаше, отбивает - отгоняет. С 18 в. начинает цениться
Р. разнородная, образованная разными частями речи <(ночь - прочь и
т. п.). Тогда же (как ранее во франц. поэзии и др.) постепенно устанавливается
требование точной Р., т. е. такой, в к-рой совпадают конечный ударный гласный
и все следующие за ним звуки (тобою - рукою). Если совпадают также предшествующие
ударному гласному так называемые опорные согласные, Р. тогда называется
богатой (повеса- <Зевёса), если созвучие захватывает предударный
слог,- глубокой <(занемог - не мог). С сер. 19 в. в рус. стихе всё
чаще встречаются т. н. приблизительные Р., в к-рых заударные гласные не
совпадают <(воздух - роздых). С нач. 20 в. поэты чаще употребляют
неточные Р. разных типов: ассонанс - созвучие гласных при несовпадении
(обычно частичном) согласных <(облако - около); усечённые Р., с усечением
конечного согласного в одном из слов (лес - <крест, пламя - память);
составные
Р. (до <ста расти - старости); консонансы, в к-рых ударные
гласные различны <(норов - коммунаров); неравносложные Р., в к-рых
мужские или дактилич. окончания рифмуются с женскими или гипердактилическими
<(папахи-попахивая).
Р. имеет и смысловое значение: она <...
возвращает вас к предыдущей строке ... заставляет все строки, оформляющие
одну мысль, держаться вместе" (М аяковский В. В., Поли. собр. соч., т.
12, 1959, с. 235). Эстетич. оценка Р. (её точности или неточности, новизны
или традиционности и т. д.) невозможна вне контекста стихотворения, без
учёта его композиции и стиля.
Лит.: Жирмунский В. М., Рифма, её
история и теория, П., 1923; Маяковский В. В., Как делать стихи, Поли, собр.
соч., т. 12, М., 1959; Т о м а ш е в с к и й Б. В., К истории русской рифмы,
в его кн.: Стих и язык. Филологические очерки, М.- Л., 1959; Штокмар М.,
Рифма Маяковского, М., 1958; Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Русское
стихосложение, 2 изд., Л., 1972; Самойлов Д. С., Книга о русской рифме,
М., 1973. В. Е. Холшееников.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я