РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН

РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van
der Weyden), Рожье де ла Патюр (Rogier de la Pasture) (ок. 1400- похоронен
18.6.1464, Брюссель), нидерландский живописец. Один из крупнейших мастеров
раннего североевроп. Возрождения. Учился, вероятно, в Турне у Р. Кампена.
С
1435 работал в Брюсселе, где руководил большой мастерской. В 1450 совершил
паломничество в Италию. Ранние произв. Р. в. д. В. не сохранились (отд.
исследователи считают ими работы, приписываемые Флемальскому мастеру).
Для
творчества Р. в. д. В. характерна необычайная эмоциональная насыщенность
образов, строгость композиционных ритмов, чёткость рисунка, напряжённость
колорита, в к-ром преобладают ясные, холодные тона ("Снятие со креста",
Прадо, Мадрид; "Распятие", Художественно-исто-рич. музей, Вена). Сосредоточивая
действие на переднем плане и не испытывая особого интереса к передаче бытовых
и пейзажных деталей (в частности, охотно вводя условные фоны), Р. в. д.
В. отказывается от универсализма художеств, мировосприятия Я. Ван Эйка
и
концентрирует всё внимание на внутр. мире человека. Несмотря на многочисленные
позднеготические элементы, присущие его произведениям (угловатость фигур
и т. д.), глубина и многогранность образа человека у Р. в. д. В. [черты,
с особой силой проявляющиеся в его портретном творчестве ("Франческо д'Эсте",
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, илл. см. т. 20, стр. 383; портрет молодой
женщины, Нац. гал. искусства, Вашингтон, илл. см. т. 17, табл. XXXIII,
стр. 584- 585)] свидетельствуют о раннегуманистической направленности творчества
мастера.


Лит.: Гершензон-Чегодаева Н. М.,
Нидерландский портрет XV века, М., 1972, с. 108-30; Panofsky E., Early
Netherlandish painting. Its origins and character, v. 1 - 2, Camb. (Mass.),
1953; D a v i e s M., Rogier van der Weyden, Brux., 1973.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я