РОД
1) группа кровных родственников,
ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской),
по большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или
мифического), носящих общее родовое имя; в Р. соблюдалась экзогамия.
Для
обозначения Р. как социального института в этнографич. лит-ре употребляются
также и др. термины - "клан", "гене", но содержание их не всегда равнозначно
понятию Р. Возникает Р. из "первобытного человеческого стада", вероятнее
всего, на рубеже ниж. и верх, палеолита. В силу закона экзогамии Р. не
могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена
(см. Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными
отношениями Р. Позднее вследствие разделения последних в племя стало входить
большее число Р., объединявшихся во фратрии.
Ф. Энгельс, опираясь на большой фак-тич.
материал в области истории, этнографии и археологии и в особенности на
работы Л. Г. Моргана, впервые дал научное материалистич. освещение
истории человечества на ранних этапах его существования. В частности, он
вскрыл сущность родового строя с такими характерными его чертами, как первобытный
коллективизм, отсутствие частной собственности, классов, моногамной семьи
и т. д.
Поскольку этнографы имеют возможность непосредственно
изучать лишь сравнительно поздние формы родовой организации, то по ряду
вопросов истории развития Р. существуют различия во взглядах не только
между учёными, стоящими на разных идейных позициях, но и среди исследователей-марксистов.
Однако различия во взглядах между учёными-марксистами касаются не основных,
а частных вопросов. Согласно одной из распространённых в сов. науке точек
зрения, родовое общество проходит последовательно два этапа развития -
эпоху материнского и эпоху отцовского Р. В материнском Р. производств,
отношения людей, как правило, совпадали с отношениями между кровными родственниками.
Эти отношения характеризовались коллективными трудом и потреблением, общеродовой
собственностью на основные средства производства, равноправием сородичей
в обществ, делах. Таким образом, Р. в это время был экономической и социальной
ячейкой первобытного общества.
С развитием производит, сил совершается
переход ко второму этапу родового строя - эпохе отцовского Р. У значит,
части народов этот переход был связан с распространением пастушеского скотоводства,
плужного земледелия и металлургии. Экономич. ячейкой общества становится
большая патриархальная семья. Р. сохраняет преим. брачно-регулирующие и
религ.-обрядовые функции. К этому времени относится и начало разложения
родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом
патриархальные семьи разных Р. образуют соседскую общину. Складывается
малая семья как экономич. ячейка общества (хотя на первых порах она входит
в крупные терр. объединения - сельские общины). Все эти изменения постепенно
приводят к окончат, распаду родовых отношений, к-рые сменяются классовыми.
Однако различные родовые структуры часто сохраняются и после возникновения
классового общества (в особенности у кочевых и горских народов - туарегов
Сахары, туркмен, курдов и др.). Как правило, у них существует на этом этапе
развития иерархия Р., с господством одних Р. над другими. Особенно долго
родовое деление сохраняется у аристократич. верхушки кочевых народов.
Согласно другой точке зрения, уже на раннем
этапе родовых отношений Р. не был производств, ячейкой, а имел гл. обр.
лишь брачно-регулирующие функции. При этом Р. выступал в материнской или
отцовской форме в зависимости от конкретных условий, а не от этапа развития.
Экономич. ячейкой общества и важнейшим социальным организмом была община,
включавшая в силу закона экзогамии представителей разных Р. (при матрилокалъном
браке мужчины входили в родовую общину жены, при патрилокальном
браке женщины входили в родовую общину мужа). Ядро такой общины составляли
представители одного Р. Согласно этой точке зрения, Р. и община были разными,
но сосуществующими социальными объединениями. Вопрос о соотношении Р. и
общины продолжает изучаться. См. также статьи
Первобытнообщинный строй,
Матриархат, Патриархат, Материнский род, Отцовский род, Община, Семья.
2) Ряд поколений, происходящих от одного
реального предка (напр., род Пушкиных).
Лит.: Маркс К., Конспект книги Л.
Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [М.],
1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства,
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; его же, К истории первобытной
семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган), там же, т. 22; Морган Л. Г., Древнее
общество..., пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; А в е р к и е в а Ю. П., Разложение
родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев
северозападного побережья Северной Америки, М., 1961 (Тр. Ин-та этнографии.
Новая серия, т. 70); Проблемы истории докапиталистических обществ, кн.
1, М., 1968; 3олотарев А. М., Родовой строй и первобытная мифология, М.,
1964; П е р-шицА. И., МонгайтА. Л., Алексеев В. П., История первобытного
общества, М., 1968. Л. А. Файнберг.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я