РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ
группа лит. произведений,
сходных по способу отображения действительности, при к-ром за исходную
модель берётся объект или субъект, или сам акт художеств, высказывания;
слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего,
либо воспроизводит процесс речевого общения. Традиционно выделяются три
Р. л., каждый из к-рых соответствует определённой функции слова (репрезентативной,
эмотивной, коммуникативной - см. Речь) и разрабатывает её эстетич.
специфику: 1) эпос, схватывающий бытие в его пластич. объёмности,
пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность);
2) лирика, запечатлевающая внутр. мир личности в его импульсивности
и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грёз, настроений, ассоциаций,
медитаций, рефлексий (экспрессивность); 3) драма, фиксирующая речевые акты
в их эмоционально-волевой устремлённости и социально-психо-логич. характерности,
в их внутренней свободе и внешней обусловленности, т. е. в их двойственной
экспрессивно-сюжетной соотнесённости, позволяющей видеть в этом Р. л. слияние
черт лирики и эпоса. Категория Р. л. связана с принципиальным для всей
эстетики разграничением изобразит., выразит, и сценич. (изобразительно-выразит.)
иск-в, а также с общими гносеологич. категориями субъекта и объекта
(и
их взаимодействия), что делает её центральной в типологии и систематике
лит. феноменов и исходной для их более конкретной классификации по видам
и жанрам. Предпосылка родового деления лит-ры - полиморфизм слова
как художеств. средства, приближающегося по диапазону своих пластических,
экспрессивных и динамических возможностей к краскам, звукам и жестам; различия
между Р. л. характеризуются их избирательной способностью к синтезу с другими
искусствами: лирики с музыкой (пение), драмы с пантомимой (театр), эпоса
с живописью и графикой (иллюстрации в книге).
Исторически Р. л. вычленяются из синкретического
хорового обрядового действа по мере распада духовной общности первобытного
коллектива: из него выделяется индивидуум, к-рый в эпосе созерцает нар.
жизнь, в лирике отдаётся интимным переживаниям, в драме вступает в конфликт
с надличностным долженствованием - судьбой и ведёт на равных диалог с представителем
всеобщности - хором (такова последовательность возникновения Р. л. в "образцовой"
древнегреч. лит-ре). Дальнейшая аволюция Р. л. осуществляется в смене сопутствующих
жанров (эпос движется от эпопеи, идиллии, басни к роману, повести,
рассказу), в преимуществ, связях с теми или иными направлениями (напр.,
классицизм принижает значение лирики, к-рая восстанавливается в правах
романтизмом), во взаимопроникновении исконных родовых свойств (появляется
лиро-эпич. поэма, лирич. и эпич. драма; актуальным становится различение
эпоса и эпического, лирики и лирического, драмы и драматического как родовых
форм и родов содержания, к-рые освобождаются от однозначной взаимозависимости
и вступают в разнообразные сочетания между собой). Роман, свободно вбирающий
в повествоват. структуру диалог, авторскую медитацию, несобственно-прямую
речь и сказ (две новые речевые формы, по-иному связывающие субъекта
с объектом высказывания, чем тра-диц. Р. л.),- пример совр. художественно-родового
синтеза (на эпич. основе), так же, как кино- и телесценарий (почему их
и выделяют иногда в особые Р. л.). После долгого периода размежевания и
обособленности, последовавшего за первонач. синкретизмом, Р. л.
в лит-ре 20 в. тяготеют к интеграции: эпич. дистанция, лирич. изоляция,
драматич. коллизия, воплощавшие эстетич. комплекс разобщённости и противостояния
человека и мира, уступают место поискам новых словесных структур, преломляющих
более подвижные и относит, границы между субъектом и объектом художеств,
высказывания (причём, если в совр. реализме это выражается в повышенном
интересе к "человеческому документу" и использовании традиций фольклорного
синкретизма, то в модернизме - приводит к полному стиранию различий между
сознанием и реальностью в лит-ре "потока сознания" и в мифотворчестве).
Традиция родового членения лит-ры была
заложена Аристотелем ("Об искусстве поэзии") и продолжена франц.
классицизмом,
канонизировавшим
различия Р. л. в духе нормативной поэтики (франц. "genre" - источник рус.
терминов "род", "вид", "жанр"), а также нем. классич. эстетикой (от Гёте
до Гегеля), давшей им содержательную-спи-ритуалистич., логич. и гносеологич.-
интерпретацию, развитую в России В. Г. Белинским. В 20 в. наряду с экзистенциально-психологич.
и формально-структурными толкованиями Р. л. (Э. Штайгер - Швейцария, К.
Бёрк - США и др.) в зап. критике распространено негативное отношение к
этой категории (Б. Кроме), будто бы навязанной эстетике догматич.
рационализмом и непригодной для постижения единичных, неповторимых художеств.
феноменов; применительно к задачам "новой критики" понятие Р. л. трактует
чикагская школа ("неоаристотелианцы"). В сов. эстетике разрабатываются
проблемы содержательности и историч. изменчивости Р. л., их места в системе
иск-в (см., напр., кн.: Теория литературы. Основные про-
блемы в историческом освещении, кн. 2,
М., 1964).
Лит.: Аристотель,
Об искусстве поэзии, М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971;
Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Поли. собр. соч., т.
5, М., 1954; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Г а ч е
в Г. Д., Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр, М.,
1968; Каган М. С., Морфология искусства, Л., 1972; S t a i g e r Е., Gnmdbegriffe
der Poetik, 8 Aufl., Z.- В., 1968; Frye N.. Anatomy of criticism, Princeton
- New Jersey, 1957.
М. Н. Эпштейн.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я