РОЗАНОВ
Василий Васильевич [20.4
(2.5). 1856, Ветлуга,-5.2.1919, Сергиев посад, ныне Загорск], русский религ.
философ, лит. критик и публицист. Окончил ист.-филология, ф-т Моск. ун-та.
В 1880- 1893 преподавал в гимназии (Симбирск, Елец, Белый, Вязьма). Его
1-я кн. "О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения
науки как цельного знания" (1886) - один из вариантов гегельянского обоснования
науки - успеха не имела; однако она примечательна тем, что содержит программу
позднейшего мистич. теизма Р. Широкую популярность снискал лит.-филос.
этюд Р. "Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского" (1891), положивший
начало последующему истолкованию Ф. М. Достоевского как религиозного мыслителя
у Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др., с к-рыми позднее
Р. сблизился как участник религ.-филос. собраний (1901- 1903). С кон. 1890-х
гг. Р.- видный журналист позднеславянофильского толка, сотрудник журн.
"Русский вестник" и "Русское обозрение", один из ведущих публицистов "Нового
времени". Статьи Р. вызывали резкую критику со стороны революционных марксистов
(см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 172). Сознательная
беспринципность и двусмысленность его высказываний была с осуждением встречена
либералами. Выступая, как правило, с шовинистических позиций, Р., однако,
не был последоват. охранителем. Резкую критику постановки школьного образования
в России содержали его ст. "Сумерки просвещения" (1893) и "Афоризмы и наблюдения"
(1894). В кн. "Когда начальство ушло" (1910) Р. в сочувств. тонах описывал
брожение в массах в эпоху рус. Революции 1905-07. Сб-ки "Религия и культура"
(1899) и "Природа и история" (1900) свидетельствовали о попытках Р. найти
решение социально-филос. проблем в церк. религиозности, причём его отношение
к православной церкви ("Около церковных стен", т. 1-2, 1906) оставалось
глубоко противоречивым. Пытаясь приспособить православие к запросам современности
и подвигнуть его к обновлённому культу "жизненной силы", Р. требовал пересмотра
христ. воззрений на сексуальные и семейные отношения в нашумевшей кн. "Семейный
вопрос в России" (т. 1-2, 1903). В соч. "Тёмный лик. Метафизика христианства"
(1911) и "Люди лунного света" (1911) Р. окончательно размежёвывается с
христианством по вопросам пола (противопоставляя при этом Ветхий завет
как утверждение жизни плоти - Новому).
Р. стремился в своих соч. к предельной
эмоциональной насыщенности; его кн. "Уединённое" (1912), "Смертное" (1913)
и "Опавшие листья" (ч. 1-2, 1913-15) представляют собой собрание объединённых
по настроению разрозненных эссе-истич. набросков, беглых умозрений, дневниковых
записей, внутр. диалогов. Высказывания Р. по религ., филос., исто-рич.
и лит. вопросам, перемежающиеся с бытовыми зарисовками, выдают глубокий
духовный кризис, не могущий найти разрешения в безоговорочном принятии
христ. догматов, к к-рому Р. тщетно стремится; итогом мысли Р. остаётся
пессимизм и "экзистенциальный" субъективный идеализм в духе С. Кьеркегора
(отличающийся, однако, культом индивидуальности, реализующей себя в стихии
пола). Историч. пессимизм Р. в полной мере сказался в его набросках "Апокалипсис
нашего времени" (в. 1-10, 1917), где Р. с отчаянием и безнадёжностью принимает
неизбежность революц. катастрофы, считая её трагич. завершением российской
истории.
Соч.: Литературные очерки, СПБ, 1899; В
мире неясного и нерешённого, СПБ, 1901; Декаденты, СПБ, 1904; Итальянские
впечатления, СПБ, 1909; Война 1914 н русское возрождение, 2 изд., П., 1915;
Из последних листьев. Апокалиптика русской литературы, "Книжный угол",
1918, № 5; Избранное, Нью-Йорк, 1956.
Лит.: Грифцов Б., Три мыслителя,
М., 1911; Шкловский В., Розанов, в кн.: Сюжет как явление стиля, П., 1921;
Голлербах Э., В. В. Розанов. Жизнь и творчество, П., 1922; История философии
в СССР, т. 4, М., 1971; L e s k о v e с Р., Basilio Rozanov e la sua concezione
religiosa, Roma, 1958; Rozanov, L., 1962.
В. С. Муравьёв.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я