РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ
цены, по к-рым товары
и услуги реализуются населению и др. потребителям. Р. ц. при социализме,
планомерно воздействуя на спрос, стимулируют произ-во товаров, выступают
как один из факторов повышения уровня реальных доходов трудящихся (см.
Реальные
доходы населения).
В СССР потребительские товары и услуги
реализуются гл. обр. по фиксированным гос. Р. ц. Небольшая часть с.-х.
продукции продаётся по ценам, складывающимся на колх. рынке под влиянием
спроса
и предложения товаров, и по ценам комиссионной торговли, устанавливаемым
потребительской кооперацией по договорённости с производителями.
Гос. Р. ц. определяются исходя из общественно-необходимых
затрат труда на произ-во и реализацию товаров. Осн. элементы Р. ц.: издержки
произ-ва и обращения товаров и прибыль производств, предприятий и торгово-сбытовых
орг-ций. Цены на алкогольные напитки, таб. изделия и нек-рые др. товары
включают также налог с оборота.
Общий уровень Р. ц. и его изменения определяет
Сов. Мин. СССР. На новые виды товаров и услуг цены устанавливаются гос.
органами ценообразования (применительно к сложившемуся уровню Р. ц. на
аналогичные товары и услуги с учётом различий в их качестве и потребительских
свойствах): на основные не-продовольств. товары - на едином для всей страны
уровне, на основные продо-вольств. товары, а также мебель, стекло, бензин
и лесоматериалы - с дифференциацией по поясам (см. Дифференцирование
цен). На нек-рые виды товаров и услуг Р. ц. устанавливаются респ. и
местными органами ценообразования. Если при этом возникают необоснованные
различия в ценах, то они устраняются путём координации Р. ц., осуществляемой
Гос. к-том цен при Сов. Мин. СССР. На отд. с.-х. товары (картофель, овощи
и др.) устанавливаются сезонные Р. ц. Потребительские товары устаревших
фасонов и моделей или частично утратившие своё качество вследствие длит,
хранения и по др. причинам продаются по сниженным ценам. Р. ц. фиксируются
в прейскурантах.
Политика Р. ц. Сов. гос-ва подчинена интересам
развития социалистич. экономики и повышения уровня жизни трудящихся. В
1947-54 гос. Р. ц. на товары нар. потребления ежегодно снижались. В последующие
годы Сов. гос-во планомерно осуществляет политику стабильности уровня гос.
Р. ц., снижения цен на отд. виды товаров по мере накопления товарных ресурсов
в условиях непрерывного увеличения ден. доходов населения через оплату
по труду и обществ, фонды потребления (см. табл.).
Индексы государственных розничных цен
в СССР (в % к среднегодовым ценам 1950)
|
1965
|
1970
|
1974
|
|
75
|
75
|
75
|
Продовольственные
товары |
75
|
75
|
76
|
в т. ч.:
|
|
|
|
мясо и птица
|
85
|
85
|
85
|
масло животное
|
83
|
83
|
83
|
сахар
|
75
|
73
|
73
|
хлеб и хлебобулочные
изделия |
59
|
59
|
59
|
Непродовольственные
товары |
76
|
75
|
74
|
в т. ч.:
|
|
|
|
хлопчатобумажные
ткани |
70
|
68
|
68
|
шерстяные ткани
и платки ........ |
85
|
83
|
83
|
трикотажные изделия
|
87
|
86
|
83
|
кожаная обувь
|
82
|
81
|
81
|
часы наручные
|
45
|
46
|
46
|
В зарубежных социалистич. странах наряду
с общими закономерностями формирования и динамики Р. ц. существуют особенности
организации и методологии планирования цен. На основе обобщения коллективного
опыта страны-члены СЭВ разрабатывают мероприятия по сближению методологии
внутреннего ценообразования.
При капитализме Р. ц. подвержены стихийным
колебаниям под влиянием изменения конъюнктуры рынка, соотношения спроса
и предложения. В условиях гос.-монополистич. капитализма они используются
как инструмент перераспределения нац. дохода в пользу монополий. Различают
неск. видов Р. ц. Цены, установленные гос-вом, охватывают ограниченную
номенклатуру товаров. Фиксированные и рекомендованные цены, уровень к-рых
определяется пром. монополиями, играют важную роль в осуществлении ими
контроля над сбытом товаров массового произ-ва. Это, как правило, монопольные
цены, обеспечивающие получение монопольной прибыли.
Цены со свободной калькуляцией складываются
в зависимости от соотношения спроса и предложения. Их структура: оптовая
цена, уплачиваемая розничными торг, предприятиями оптовым фирмам, плюс
торг, накидка.
С кон. 60-х гг. в капиталистич. странах
наблюдается инфляционный рост Р. ц., особенно усилившийся в 70-е гг., отрицательно
сказывающийся на реальных доходах трудящихся. В 1950-74 прирост индекса
потребительских цен составил в США 105%, в Великобритании 230%, во Франции
250%; в Японии он достиг 304 %, причём подавляющая часть этого прироста
приходится на 70-е гг.
Лит. см. при ст. Ценообразование.
М. В. Кокорев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я