РОКОКО

РОКОКО (франц. rococo), рокайль
(от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие
в европейских пластич. иск-вах 1-й пол. 18 в. и европ. лит-ре 18 в.; возник
во Франции в период кризиса абсолютизма, отразил свойственные аристократии
гедонистич. настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной
игры. В пластич. иск-вах стиль Р. повлиял прежде всего на характер декора,
к-рый принял в эту эпоху подчёркнуто прихотливый и усложнённый вид. В ранний
этап развития франц. Р. (примерно до 1725, т. н. стиль регентства) формы
барокко
утрачивают
свою монументальность, в отделку помещений вводится дробный орнамент, предметам
обстановки придаются прихотливо изогнутые поверхности. Развитое Р. (примерно
1725-50, т. н. стиль Людовика XV) культивирует сложнейшие резные и лепные
узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т.
д.; в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно
в изысканных обрамлениях (в т. ч. десюдепорты), а также многочисл.
зеркала, усиливающие эффект лёгкого движения, как бы пронизывающего поверхности
стен. Преим. орнаментальная направленность стиля Р. не позволила ему оказать
значит, влияния на тектонику и наружный облик сооружений; напр., в архитектуре
франц. отелей (арх. Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное
оформление рокайльных интерьеров сочетается с относит, строгостью внешнего
облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы [Германии (Г. В. Кнобельсдорф,
И. Б. Нейман, отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехословакии],
стиль Р. нередко являлся не столько отражением франц. влияний, сколько
своеобразным местным вариантом позднего барокко.


Для живописи, скульптуры и графики Р. характерны
эротич., эротико-мифологич. и пасторальные сюжеты, камерные по духу, асимметрично
построенные композиции. В скульптуре Р. преобладают рельефы и статуи, предназначенные
для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в т. ч. из
терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемуан во Франции,
И. И. Кендлер в Германии). Переливчатая и несколько блёклая по колориту
рокайльная живопись также имеет преим. декоративную направленность (франц.
мастера Н. Ланк-ре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше). Нерасчленённость
несущих и" несомых частей, крайняя изысканность отделки, нередко сочетающаяся
с заимствованием нарочито экзотич. мотивов кит. иск-ва, свойственны произв.
декоративно прикладного иск-ва Р., мастера к-рого умели особенно тонко
выявить выразит, возможности материала. С 1760-х гг. стиль Р. повсеместно
вытесняется классицизмом.


В России веяния Р., особенно сильные в
сер. 18 в., проявились гл. обр. в отделке дворцовых интерьеров, созданных
В. В. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др.,
а также в ряде отраслей декоративно-прикладного иск-ва (резьба по дереву,
художеств, серебро и фарфор, мебель, ювелирное иск-во).


Литература Р.- утончённое, изящное, но
лишённое глубины и гражд. идеалов иск-во; в нём нет места героизму и долгу;
царят галантная игривость, фривольная беззаботность. Гедонизм становится
высшей "мудростью" Р. Поэты воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха
и Цереры, сел. уединение. Из жизни изгнаны все "низкие" и тревожные истины;
мир дышит негой и беззаботностью, но есть в нём что-то эфемерное, хрупкое,
словно он сделан из фарфора. Р. тяготеет к камерности, миниатюрности.


Высокую трагедию и комедию классицистов
заменяют пастораль, балет-феерия (Ф. О. Монкриф), забавные причуды
комедии масок (П. Мариво). Место героич. поэмы занимают эротические либо
игривые стихотворные новеллы (Ж. Б. Грекур, Ж. Б. Грессе). В проэе утверждаются
галантный роман, игривые "сказочки" и фацетии (Луве де Кувре, К. П. Ж.
Кребийон). В лирике преобладает "лёгкая поэзия" или "поэзия мимолётностей"
(К. Ж. Дора, Э. Д. Парни). Приверженцы Р. были в Италии (П. Ролли, К. Фругони,
П. Метастазио), Германии (Ф. Хагедорн, И. Уц и др.); в России иск-ву Р.
родственна "лёгкая поэзия" школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединского-Мелецкого.
К мотивам и сюжетам Р. обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. Виланд, К. Н.
Батюшков, А. С. Пушкин.


Лит.: Всеобщая история искусств,
т. 4, М., 1963; Всеобщая история архитектуры, т. 7, М., 1969; Кожина Е.
И., Искусство Франции 18 века, Л., 1971; Anger A., Literarisches Rokoko,
Stuttg., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo. Concetti e termini. Roma, 1962;
Rokoko, Warsz., 1970; Кe1ler M., Die Kunst des 18. Jahrhunderts, В., 1971.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я