РОКОТОВ

РОКОТОВ Фёдор Степанович [1735(?),
с. Воронцово, ныне в черте Москвы,- 12(24). 12.1808, Москва], русский живописец-портретист.
Сын крепостного. Учился в петерб. АХ (с 1760). С 1762 адъюнкт АХ, с 1765
академик. Изучая исполненные в России произв. Л. Токке и П. Ротари, Р.
одним из первых рус. живописцев уверенно овладел приёмами зап.-европ. парадного
портрета сер. 18 в. (портрет Екатерины И, 1763, Третьяков, гал. и Рус.
музей, Ленинград). Вместе с тем безыскусственность, непосредственность
образов, свойственные ранним погрудным портретам Р. (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова,
1-я пол. 1760-х гг., Рус. музей), характеризуют его как продолжателя традиций
рус. портрета 1-й пол. 18 в. В 1765 Р. переселился в Москву, где положил
начало своеобразной "московской" ветви рус. портретного иск-ва. Сблизившись
с наиболее просвещёнными моск. семьями (Воронцовы, Струйские и др.), с
представителями интеллигенции той поры, Р. нашёл круг людей с созвучным
ему образом мыслей, проникся показательным для моск. дворянства духом оппозиционности
по отношению к петерб. укладу жизни, с его показным блеском и суетностью.
В интимных портретах Р. 60-70-х гг. неприятие всего показного, внешне эффектного
выступает в приглушённости общего настроения, в искренности, внутр. одухотворённости
и в то же время затаённости чувств героев. Единый круг персонажей предстаёт
в портретах поэта В. И. Майкова (ок. 1765), А. И. Воронцова (кон. 1760-х
гг.), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.),
неизвестного в треуголке (1-я пол. 1770-х гг.; все - в Третьяков, гал.).
Особенно привлекали Р. серьёзные юношеские лица. Они выступают на свет
словно из глубокого мрака, исполненные поэтичности и проникнутые обаянием
молодости, сквозящем в нежном цвете губ и румянце щёк, во влажном блеске
глаз из-под тёмных полукружий бровей. Эмоциональное воздействие живописи
Р. во многом зависит от всё преображающей силы света. Поток неяркого, но
интенсивного света как бы утончает фигуры, часто не охватывая модель в
целом, но лишь вызывая из темноты освещённую сторону лица и шеи, выдвинутое
вперёд плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление
мерцания в полутьме кружев, драгоценностей или муаровых лент. В 1780-е
гг. в портретах Р. среда, атмосфера словно проясняются. На смену манящей
полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более
определёнными (портреты: В. Е. Новосильцевой, 1780, Третьяков, гал.; супругов
Суровцевых, 2-я пол. 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785; все три - в Рус. музее).
Портреты, чаще всего овальные по формату, становятся наряднее и импозантнее,
а всегда увлекавший Р. идеал человеческого достоинства и красоты осознаётся
теперь как свойственное модели чувство высокого, нередко чуть высокомерного,
духовного превосходства над окружающим. В позднем творчестве Р. сказывается
общий для рус. иск-ва переход от утончённости рококо к ясности и строгости
классицизма. Последние известные работы Р. относятся к 1790-м гг.


Лит.: Лебедев А. В., Ф. С. Рокотов,
М. -Л., 1945; Лапшина Н., Ф. С. Рокотов, М., 1959. Г. Г. Поспелов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я