РОЛЛАН
(Holland) Ромен (29.1.1866,
Кламси,-30.12.1944, Везде), французский писатель, обществ, деятель, учёный
- музыковед. Род. в семье нотариуса. Получил гуманитарное образование в
Высшей нормальной школе в Париже.
В 1895 защитил в Сорбонне диссертацию "Происхождение
современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти".
С 1897 проф. (курс истории музыки) Нормальной школы, в 1902-12- Сорбонны,
по
заданию
к-рой организовал и возглавил муз. секцию Школы высших социальных наук.
Совместно с Ж. Комбарьё, П. Обри и др. основал журн. "Ревю д'истуар э критик
мюзикаль" ("Revue d'histoire et critique musicale", 1901). Автор исследований
по истории музыки, монографий, статей. Уже в ранних драмах "Святой Людовик"
(1897), "Аэрт" (1898) сказалось своеобразие Р.-художника: острота нравств.
проблематики, тяготение к деятельным героич. характерам. Его идейно-эстетич.
позиция обоснована в кн. "Народный театр" (1903). В кон. 90-х гг. Р. начал
работу над циклом драм о Великой французской революции: "Волки", "Торжество
разума", "Дантон", "Четырнадцатое июля" (1898-1902).
Р. Роллан
Очерк Р. о Л. Бетховене (1903) открыл серию
биографий великих людей - творцов иск-ва. В 1907 появилась "Жизнь Микеланджело",
в 1911-"Жизнь Толстого". Р. ещё в студенч. годы писал Л. Н. Толстому и
получил от него ответ; рус. писатель, по признанию самого Р., оказал на
него серьёзное влияние. Поиски широкой эпич. формы в духе "Войны и мира",
отзвуки мыслей Толстого о художеств, творчестве как подвижнич. деятельности
на благо людям - всё это сказалось в 10-томном романе-эпопее Р., принёсшем
ему мировую славу,- "Жан-Кристоф" (1904-12). В образе нем. музыканта -
новатора и бунтаря-нашли отражение черты личности Бетховена. Р. воплотил
здесь свою мечту о творч. гении, формирующемся в борьбе с деспотизмом властей,
продажным миром буржуазии и его болезненно рафинированным иск-вом. Произв.
насыщено-страстной публицистикой. В эпопее раскрывается духовная биография
героя, прослеженная с большим богатством психологич. анализа, проникновением
в тайны творч. процесса; фоном является панорама Европы. Предсказывая близкую
мировую войну, Р. противопоставляет ей идею братства народов.
Проблемы, живо занимавшие Р.,- судьбы культуры,
иск-ва в исторически переломную эпоху, взаимоотношения "мысли и действия",
творч. личности и народа - ставятся снова и на новый лад в повести "Кола
Брюньон" (закончена в 1914, опубл. 1918), написанной в манере фольклорной
стилизации красочной и живой ритмич. прозой. Действие происходит в Бургундии
в нач. 17 в. Герой, непокорный и насмешливый Кола Брюньон,- живое воплощение
нар. духа.
1-я мировая война 1914-18 застала Р. в
Швейцарии. С августа 1914 он стал систематически выступать в печати как
антивоен. публицист. Его статьи объединены в сб-ках "Над схваткой" (1915)
и "Предтечи" (1919). Р. апеллировал к разуму и совести "убиваемых народов",
обличал капиталистич. магнатов как виновников всемирного побоища, не призывая,
однако, к революц. действию. Антивоен. воззрения Р. по-разному преломились
в драматич. сатире "Лилюли" (1919) и в лирич. повести "Пьер и Люс" (1920).
В романе "Клерамбо" (1920) отразились искания зап.-европ. интеллигенции,
возмущённой империалистич. варварством и трагически оторванной от народа.
Р. приветствовал Февр. революцию 1917 в
России. Великую Окт. социалистич. революцию он воспринял как событие громадного
междунар. значения, но долгое время отвергал диктатуру пролетариата и революц.
методы борьбы с эксплуататорами. Такой позиции придерживался Р. и в 20-е
гг. Его драмы о Франц. революции - "Игра любви и смерти" (1925), "Вербное
воскресенье" (1926), "Леониды" (1927), утверждая величие революции, выдвигали
на первый план человеческие трагедии и жертвы. В поисках ненасильств. форм
обществ, действия Р. обратился к опыту инд. народа и его религ.-нравств.
учениям (книги о Махатме Ганди, Рамакришне, Вивека-ванде). Вместе с тем
он продолжал внимательно следить за ходом развития СССР, дружески переписывался
с М. Горьким, выступал против антисов. кампаний и воен. приготовлений империалистич.
буржуазии. Постепенно, не без трудностей и колебаний, осуществлялся лерелом
во взглядах Р., выразившийся в его статьях "Прощание с прошлым" (1931),
"Ленин. Искусство и действие" {1934), сб-ках публицистич. статей "Пятнадцать
лет борьбы" и "Мир через революцию" (оба 1935). Вместе с А. Барбю-сом Р.
участвовал в подготовке конгрессов против войны и фашизма, стал одним из
идейных вдохновителей междунар. анти-фаш. фронта. В 1935 Р. побывал в СССР
по приглашению М. Горького.
Осн. художеств, произв. Р. после 1-й мировой
войны - роман "Очарованная душа" (1922-33). В истории идейного развития
героини романа Анкеты Ривьер и её сына Марка отражены типические процессы
духовной жизни передовой европ. интеллигенции, путь от индивидуалистич.
бунта или единичных актов гуманности к участию в организованной борьбе
масс против сил старого мира. Роман предостерегает человечество об опасности
фашизма. Смерть Марка, погибшего в уличной схватке с итал. фашистом, вызывает
в Аннете резкий душевный перелом и приводит её в ряды борцов. Герои романа
не раз обращаются в своих спорах и мыслях к опыту Советского Союза. В 1939
Р. закончил монументальную трагедию "Робеспьер", т. о. завершив работу
над циклом драм о Франц. революции.
Р. Р о л л а н. "Кола Брюньон". Худ.
Е. А. Кибрик. 1935-36.
Р. Р о л л а н. "Жан-Кристоф" (Ленинград,
1936). Илл. Ф. Мазереля.
Картины гибели Робеспьера и его сподвижников
освещены идеей величия, неистребимой силы освободит, движения человечества.
Годы 2-й мировой войны 1939-45 Р. провёл
в Везде, в зоне оккупации, больной, оторванный от друзей. Законченные в
это время автобиографич. мемуарные произв. порой несут отпечаток тяжёлой
подавленности. Однако Р. напряжённо работал, рассматривая свой лит. труд
как форму сопротивления оккупантам. Во время войны он завершил многотомный
труд о Бетховене (цикл книг под общим назв. "Бетховен. Великие творческие
эпохи", опубл. 1928-45), потом - биографию Ш. Пеги (вышедшую после
освобождения Франции, в дек. 1944).
Р. оставил значит, след в истории французской
и мировой лит-ры. Рано осознав историч. своеобразие эпохи, он положил в
основу своего творчества принцип героич. деяния. В поисках и сомнениях
Р. отразились объективные противоречия развития значит, части зап. интеллигенции
в эпоху перехода от капитализма к социализму. Встав на сторону Окт. революции,
Р. дал поучит, пример зап.-европ. деятелям культуры, помог им найти своё
место в обществ, жизни и борьбе. Новаторство Р. как художника тесно связано
с идейной природой его творчества. Оригинальные черты художеств. манеры
Р. помогали ему поставить острые проблемы эпохи и передать драматич. характер
движения человечества к будущему. Нобелевская пр. (1915).
С о ч.: Cahiers Romain Holland, v. 1-23,
P., [1948-751; Romain Holland. Journal des annees de guerre, P., 1952;
Textes politiques, sociaux et philosophiques choisis. P., 1970; в рус.
пер.-Собр. соч., т. 1-20, Л., [1930]- 1936; Собр. соч., т. 1-14, М., 1954-58;
Соч., т. 1-9, М., 1974; Воспоминания, М., 1966.
Лит.: Горький М., [Статьи], Собр.
соч. в тридцати томах, т. 24, М., 1953; Луначарский А. В., [Статьи], Собр.
соч., т. 4 - 5, М., 1964-65; Б а л а х о н о в В. Е., Р. Роллан в 1914
- 1924 годы, Л., 1958; его же, Р. Роллан и его время ("Жан-Кристоф"), Л.,
1968; его ж е, Р. Роллан и его время. Ранние годы, Л., 1972; М о т ы л
ё в а Т., Творчество Р. Роллана, М., 1959; её же, Р. Роллан, М., 1969;
Дюшен И., "Жан-Кристоф" Р. Роллана, М., 1966; "Europe", 1926, № 38; 1955,
№ 109 - 110; 1965, J* 439 - 40; Cheval R., R. Rolland, 1'Allemagne et la
guerre, P., 1963; В а г г ё г е J. - В., R. Rolland par luimeme, [P., 1968];
Per us J., R. Rolland et M. Gorki, P., 1968. Т. Л. Мотылёва.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я