РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
совокупность норм,
определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости
от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом
описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора определённых
социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь
в к-рых человек обязан повиноваться "социальному заказу" или ожиданиям
(экспектациям) др. людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот "социальный
заказ", человек осуществляет один из неск. возможных вариантов исполнения
Р. с. (скажем, ленивого или старательного ученика и т. д.).
Понятие Р. с. было предложено независимо
друг от друга амер. социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х
гг., причём первый трактовал Р. с. как единицу обществ, структуры, описываемой
в виде заданной человеку системы норм, второй - в плане непосредств. взаимодействия
людей, "ролевой игры", в ходе к-рой, благодаря тому что человек представляет
себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется
социальное в личности. Линтоновское определение Р. с. как "динамического
аспекта статуса" закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось
Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном,
Р. Мертоном. Идеи
Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При
всех различиях оба этих подхода объединяет представление о Р. с. как об
узловой точке, в к-рой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение
превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей
сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости
от чего происходит отбор людей на те или иные Р. с. Разумеется, в действительности
ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто
попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные Р. с. оказываются
плохо совместимыми.
В новейших западных социологич. и психологич.
теориях заметно стремление преодолеть присущее концепции Р. с. "роботоообразное"
представление о человеке как культурно и социально запрограммированном
существе. Отсюда - призывы вернуться к исследованию субъективных детерминант
поведения человека, его "внутренней сущности" (К. Роджерс, А. Маслов -
США).
Появление понятия Р. с. отражало прогрессивную
тенденцию перехода от индивидуалистич. интерпретации личности к пониманию
её как социального феномена. Оно употребляется и в марксистской социологии
и психологии. Маркс ещё в 19 в. подчёркивал безлично-ролевой характер обществ,
отношений и одновременно возражал против индивидуали-стич. теорий личности
и самосознания. Однако марксистское понимание Р. с. отличается от функционалистского
или интеракционистского. При анализе социальной структуры общества марксизм
придаёт решающее значение классовой структуре, по отношению к к-рой др.
Р. с. выступают как производные или второстепенные. Имея в своей основе
статич. модель общества, ролевой подход недостаточен для описания обществ,
развития и лежащей в его основе творческой преобразоват. деятельности людей.
Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым, т. е. шаблонным, поведением;
за пределами Р. с. остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного)
и спонтанного поведения, в т. ч. новаторская деятельность человека, создающая
новые нормы и новые Р. с. Точно так же и структура личности не сводится
к совокупности Р. с.: их ин-териоризация (усвоение) и соподчинение всегда
предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении
жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.
Лит.: К о н И. С., Социология личности,
М., 1967; Neimann L. I., Hughes J. W., The problem of the concept of role.
A re-survey of the literature, "Social Forces", 1951, v. 30; Parsons Т.,
The social system, New Delhi, [1972]; Dahrendorf R., Homo Sociologicus,
5 Aufl., Koln, 1965.
Л. А. Седов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я