РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
художественный
стиль, господствовавший в Зап. Европе (а также затронувший нек-рые страны
Вост. Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест - и в 13 в.), один из важнейших
этапов развития ср.-век. европ. иск-ва. Термин "Р. с." был введён в нач.
19 в.
Р. с. впитал многочисл. элементы раннехристианского
искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения"
(а
кроме того, иск-ва античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского
Бл. Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций ср.-век. иск-ва,
носивших локальный характер, Р. с. явился первой художеств, системой средневековья,
охватившей (несмотря на вызванное феод, раздробленностью огромное многообразие
местных школ) большинство европ. стран. Основой единства Р. с. была система
развитых феод, отношений и интернац. сущность католич. церкви, к-рая была
в ту эпоху наиболее значит, идеологич. силой общества и благодаря отсутствию
сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономии,
и политич. влияние. Главными покровителями иск-в в большинстве гос-в были
монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками
и декораторами рукописей - монахи; лишь в кон. 11 в. появились бродячие
артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
Членение стены среднего нефа в церквах:
Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (ФРГ, 1010 - 1250), Нотр-Дам в Жюмьеже
(Франция, 1018 - 1067), а также собора в Борисе (ФРГ, основное строительство
- 1170-1240).
Отд. романские здания и комплексы (церкви,
монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь
на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как
земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена.
Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные
формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф,
а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается
с почвой и зеленью. Наружный облик построек Р. с. исполнен спокойной и
торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли
массивные стены, тяжеловесность и толщина к-рых подчёркивались узкими проёмами
окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, к-рые становятся
в Р. с. одним из важнейших элементов архит. композиций. Романское здание
представляло собой систему простых стереомет-рич. объёмов (кубов, параллелепипедов,
призм, цилиндров), поверхность к-рых расчленялась лопатками, аркатурными
фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его
монолитной целостности. Храмы Р. с. развивали унаследованные от ранне-христ.
зодчества типы базнликальной и центрич. (чаще всего круглой в плане) церкви;
в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой
фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отд.
пространств, ячейку, как внутри, так и снаружи чётко обособленную от остальных,
что во многом было обусловлено требованиями церк. иерархии: напр., хор
церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные,
медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном
расстоянии друг от друга прорезавших кам. массу свода, рождали ощущение
незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось
самими сводами (преим. цилиндрич., крестовыми, крестово-рёберными, реже
- куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям
и первоначально появившимися в боковых нефах.
Т. н. 3-я церковь в Клюни (Франция).
11 - 12 вв. План.
Если в раннем Р. с. господствовала настенная
живопись, то в кон. 11 - нач. 12 вв., когда своды и стены обрели более
сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные
рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере
сосредоточенные на капителях. В зрелом Р. с. плоский рельеф сменяется всё
более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим
органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из
её массива. Эпоха Р. с. явилась также периодом расцвета книжной миниатюры,
в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций,
а также различных отраслей декоративно-прикладного иск-ва: литья, чеканки,
резьбы по кости, эмальерного дела, художеств, ткачества, ковроделия, ювелирного
иск-ва.
В романской живописи и скульптуре центр,
место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном
могуществе божьем (Христос во славе, -"страшный суд" и т. д.). В строго
симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно
превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный
характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и
евангельские, житийные, изредка - ист. сюжеты). Для Р. с. характерны многочисл.
отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды
трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря
к-рым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного
жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной
выразительности. Во всех видах романского иск-ва часто существеннейшую
роль играли узоры, геом. или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически
восходящей к произв. звериного стиля и непосредственно отражающей
дух языческого прошлого европ. народов). Общая система образов Р. с., на
зрелой стадии тяготевшего к универсальному художеств, воплощению ср.-век.
картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе
как своеобразной "духовной энциклопедии".
Собор в Ле-Пюи (Франция). 11-12 вв.
Сводчатое перекрытие центрального нефа.
Дверь собора в Трое (Италия). Бронза.
1119. Фрагмент.
В зодчестве Франции, где первоначальные
формы Р. с. появляются уже в кон. 10 в., наибольшее распространение получили
трёхнефные базилики с ци-линдрич. сводами в среднем нефе и крестовыми в
боковых, а также т. н. паломнические церкви с хором, окружённым обходной
галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, ок. 1080-
12 в.). В целом франц. романское зодчество отмечено крайним многообразием
местных школ: к особой монументальности композиций тяготела бургундская
школа (т. н. церковь Клюни-3; илл. см. т. 12, стр. 330), к богатству скульпт.
декора - школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 в.); в Провансе отличительной
особенностью церквей являлся обильно украшенный скульптурой главный портал
(однопролётный или трехпролётный), развивающий, вероятно, мотив др.-рим.
триумфальной арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 8- 15 вв.; илл. см. т. 2,
стр. 208). Строгие по декору нормандские церкви ясностью своих пространств,
членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059-66;
илл. см. т. 11, стр. 293). В светской архитектуре Р. с. во Франции сложился
тип замка-крепости с донжоном. К вершинам романского изобразит,
иск-ва Франции принадлежат проникнутая мощной экспрессией скульптура тимпанов
бургундских и лангедокских церквей [в Везде, Отене (илл. см. т. 4, стр.
120), Муассаке], многочисл. циклы росписей, памятники миниатюры и декоративно-прикладного
иск-ва (в т. ч. лиможские эмали).
В романской архитектуре Германии выделялись
саксонская школа [церкви с двумя симметричными хорами на 3. и В., иногда
с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны (Санкт-Михаэльскирхе
в Хильдесхейме, после 1001-33)], а в зрелый период - церковное зодчество
прирейнских городов, где в 11-13 вв. были построены грандиозные соборы
[в Шпейере, Майнце (илл. см. т. 15,стр. 221), Вормсе (илл. см. т. 5. стр.
357)]; здесь широко применялась т. н. связанная система перекрытий, при
к-рой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов.
Характерные для нем. романики идеи величия императорской власти нашли яркое
выражение в стр-ве императорских дворцов (пфальцев). В чоттоновский период"
Р. с. (2-я пол. 10 - 1-я пол. 11 вв.) переживает расцвет нем. книжная миниатюра
(важнейшие центры - аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья
(бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме; илл. см. т. 4, табл. II, стр.
48- 49). В эпоху зрелого нем. Р. с. всё большее значение приобретает кам.
и стукко-вая скульптура.
В Италии элементы Р. с. ранее всего зародились
в ломбардской школе, где уже в 9-10 вв. сложился т. н. первый Р.
с. (регулярная кладка стен и опор, кам. перекрытия, тектонич. декор внешних
поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной
композиции). Для итал. Р. с. типичны преим. гор. характер архитектуры,
постоянные антич. и (в Юж. Италии и Сицилии) арабские влияния. Теснее связано
с герм, и франц. романикой зодчество Тосканы (соборный комплекс в Пизе;
илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48-49), где возник инкрустационный стиль.
Рукоять епископского посоха с евангельскими
сценами (из Кентербери, Великобритания). Слоновая кость. Ок. 1180. Музей
Виктории и Альберта. Лондон.
В Испании, отчасти в связи с Реконкистой,
в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось стр-во замков-крепостей
и гор. укреплений (напр., в Авиле; илл. см. т. 1, стр. 70). Церк. архитектура
Испании нередко следовала франц. "паломническим" прототипам (собор в Саламанке;
илл. см. при ст. Сала-манка), но в целом отличалась сравнит, простотой
композиц. решений. Исп. скульптура Р. с. в ряде случаев предвосхищает сложные
образные системы готики. В Испании (преим. в Каталонии) сохранились также
многочисл. романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и
крайней интенсивностью колорита.
Верхний край и днище литургического
сосуда (из монастыря в Вильтене. ФРГ). Позолоченное серебро. Ок. 1160-70.
Художественно-исторический музей. Вена.
Р. с. развивается также в Англии (после
норманнского завоевания 1066; в архитектуре здесь традиции местного деревянного
зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, а в живописи ведущее
значение получила миниатюра, для к-рой характерно особое богатство растит,
орнамента), в странах Скандинавии (если большие гор. соборы здесь следуют
преим. нем. образцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают
черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии. За пределами
Европы очагами Р. с. были замки, возведённые крестоносцами в 12- 13 вв.
в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, 12-13 вв.). Отд. черты Р. с.,
обусловленные не столько прямыми влияниями, сколько нек-рым сходством идейно-художеств.
задач, проявились в иск-ве Др. Руси (напр., в архитектуре и пластике владимиро-суздалъской
школы).
Лит.: Всеобщая история искусств,
т. 2, кн. 1, М., 1960; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.- М., 1966;
Grabar A., Nordenfalk С., Romanesque painting from the llth to the 13th
century, N. Y., [1958]; Conant K. J., Carolingian and romanesiue architecture.
800 - 1200, [Harmondsworth, 1959]; Demus O., Romanische Wandmalerei, Munch.,
[1968]; Fi1litz H., Das Mittelalter, Bd 1, В., 1969; Francastel P., L'humanisme
roman, P.- La Haye, [1970]. E. П. Ювалова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я