РОСПИСЬ ДЕКОРАТИВНАЯ
орнаментальные
и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях
архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно-прикладного
искусства.
Важной частью Р. д. является архит. Р.
д. (см. также Монументальное искусство, Стенные росписи), подчинённая
задачам украшения фасадов и интерьеров зданий. Композиция Р. д. может соответствовать
архитектонике сооружения (акцентируя те или иные моменты конструктивного
решения) или, напротив, вступать с ней в контрастное соотношение (напр.,
при "ковровой" компоновке росписи, равномерно покрывающей все архит. элементы).
Архит. Р. д. выполняется непосредственно на стене, своде и т. д. или же
на холсте, к-рый затем укрепляется на поверхности стен (см. Панно) и
перекрытий (см. Плафон). Для Р. д. применяются фреска, темпера,
клеевая живопись, реже - масляная живопись, с кон. 19 в.- также
силикатная живопись. В Р. д. классицизма 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. была
широко распространена гризайль.
Другой частью Р. д. является роспись бытовых
предметов из керамики (см. также Майолика, Фарфор, Фаянс), дерева,
металла (см. Эмали), стекла, а также роспись тканей (см. Ткани
художественные). В нар. иск-ве Р. д.- часто самостоятельная отрасль
творчества или местных промыслов (см. Городецкая роспись, Хохломская
роспись, Батик, Лаки художественные). Нередко, возникая из стремления
имитировать другие, обычно более дорогие материалы и трудоёмкие виды декоративно-прикладного
иск-ва, Р. д. вырабатывает собственные средства художеств, выразительности,
призванные выявить (или замаскировать) пла-стич. свойства материала, подчеркнуть
назначение вещи, конкретизировать её связь с интерьером или материальной
средой в целом.
Лит.: Б а к у ш и н с к и и А. В.,
Роспись по дереву, бересте и папье-маше, М., 1933; Алексеев С. С., Декоративная
живопись, М., 1949: Русское декоративное искусство, т. 1 - 3, М., 1962
- 65.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я