РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
двигатель внутреннего
сгорания, в к-ром энергия сгорающих газов преобразуется в механическую
с помощью ротора, совершающего вращательное или вращательно-возвратное
движение относительно корпуса. Идея создания Р. д., известного также как
коловратный или роторно-поршневой, была впервые выдвинута в 16 в. Зарегистрировано
неск. тыс. патентов на Р. д. Первая попытка постройки действующего образца
Р. д. относится к 1799, однако практически пригодные двигатели появились
лишь в 1957 (Ванкеля двигатель).
В процессе работы объёмы полостей, формируемые
поверхностями ротора и корпуса, периодически изменяются - непрерывно повторяются
циклы сжатия и расширения рабочего тела. Т. о., в Р. д. возможны те же
рабочие процессы (двух-и четырёхтактные), к-рые характерны для поршневых
двигателей внутреннего сгорания.
Совр. Р. д. выполняются как с одной, так
и с двумя и тремя рабочими секциями (2 или 3 ротора, сидящих на общем эксцентриковом
валу).
Лит.: X а н и н Н. С. и Ч и с т
о з в о н о в С. Б., Автомобильные роторно-поршневые двигатели, М., 1964;
Мотоцикл. Теория, конструкция, расчет, М., 1971.
Л. М. Шугуров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я