РОТТЕРДАМ
(голл. Rotterdam, буквально
Р. и его окрестности - высокоразвитый индустр.
Роттердам. Одна из центральных улиц
В Р. находятся правления англо-голл. междунар.
Впервые упоминается в источниках в 1282.
Порт Роттердама.
Среди ср.-век. зданий - готич. церковь
Роттердам. Универмаг "де Бейенкорф".
Лит.: [Крашенинникова Н. Л.], Роттердам,
- дамба на р. Ротте), город в Нидерландах, в провинции Юж. Голландия. Самый
крупный порт мира, важнейший торг.-пром. центр страны; второй в стране
после Амстердама по численности населения город - 654 тыс. жит. в 1973.
Расположен на обоих берегах сев. рукава дельты Рейна, наз. Ньиве-Маас;
глубоководным каналом Новый водный путь соединён с Северным м., доступен
для крупных океанских судов (аванпорт - Хук-ван-Холланд). Р.- узел жел.
дорог и авиасообщений (аэродром Зестинховен). Положение Р. в отношении
внешних и внутр. водных путей, у выхода к морю р. Рейн, способствовало
экономич. росту города и превращению его в значит, транзитный и торгово-перевалочныи
пункт для грузов, следующих с Северного м. по Рейну и в обратном направлении.
Через порт проходит ок. 2/
всего ввоза), руды чёрных и цветных металлов, уголь, лес, каучук, хим.
товары, зерновые, хлопок и др.; вывоза: нефтепродукты (70% всего вывоза),
каменный уголь (из Рурского бассейна), химические товары, машины, оборудование,
суда и др., а также металлы, продовольствие. Свыше 1/5 вывоза и ввоза через
Р. - транзитные грузы.
р-н, пром-сть к-рого базируется гл. обр. на привозном сырье. Р.- один из
ведущих в Зап. Европе центров нефтеперераб. и нефтехим. пром-сти (производятся
пластмассы, азотные удобрения и т. п.); мощность нефтеперераб. з-дов (принадлежащих
"Ройял датч-Шелл", "Бритиш петролеум", "Эссо", "Шеврон" и "Галф") ок. 90
млн. т (1974), осн. з-ды размещаются в р-нах Ботлек и Пернис. От
Р. на 3. до Схидама и Влардингена и на Ю.-В. до Дордрехта тянется цепь
маш.-строит, предприятий - судостроит. верфей, предприятий, выпускающих
портовое оборудование, электротехнические и металлообр. з-ды. В Р. широко
представлены также пищевкусовая и лёгкая пром-сть (произ-во кормов, маргарина,
переработка чая, какао, кофе; текст, и швейное произ-во).
- Колсингел.
монополий "Ройял датч-Шелл" и "Юнилевер", Роттердамский банк (см. Амстердамско-Роттердамск
ий банк ). В Р. находятся Ун-т им. Эразма, Академия иск-в, консерватория,
Нац. ин-т навигации и кораблестроения, Королевское нидерландское об-во
естеств. истории, Всеобщее нидерландское объединение социальной медицины
и здравоохранения и др. науч. учреждения. Музеи: Историч. музей г. Р.,
Морской музей "Принс Хендрик", картинная галерея, Музей этнологии. Крупнейшие
б-ки: Муниципальная б-ка, б-ка Ун-та им. Эразма.
В 1299 получил гор. привилегии. В ср. века Р.- центр лова сельди. С 80-90-х
гг. 19 в. (после открытия в 1882 т. н. Нового водного пути, соединившего
Р. с Сев. морем) - один из крупнейших портов мира. Р.- центр рабочего и
демократич. движения Нидерландов (выступление в поддержку Сов. России в
1918, баррикадные бои летом 1934 и др.).
Синт-Лауренскерк (15-17 вв.). С 1922 Р.- один из центров развития архитектуры
голл. рационализма [фабрика "Ван Нелле", илл. см. т. 17, стр. 593, рабочие
жилые р-ны (Кифхук, 1925-29, арх. Я. И. П. Ауд; и др.)]. Во время 2-й мировой
войны 1939-45 сильно разрушен (особенно бомбардировкой нем.-фаш. авиации
14 мая 1940). По плану реконструкции (1946, арх. К. ваН Тра; доработан
в 1955-60) разрушенный центр застраивается преим. зданиями повышенной этажности;
строятся пригородные р-ны и 3 города-спутника (Хогвлит, Ботлек, Харингвлит).
Среди совр. сооружений - торг, центр "Лейнбан" (илл. см. т. 4, стр. 59).
Многочисл. монументы и произв. монументально-декоративной скульптуры (М.
С. Андриссен, М. Марини, X. Мур, О. Цадкин). Илл. см. также т. 17, табл.
XXXII (стр. 584-585).
1956-57. Архитекторы М. Брёйер, А. Элзас (скульптура Н. Габо).
[М., 1969]; Blijstra R., Rotterdam stad in beweging, Amst. - [e. a.], 1965.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я