РУБЕНС
точнее< Рюбенс (Rubens)
Питер Пауэл (28.6.1577, Зиген, Германия,- 30.5.1640, Антверпен), фламандский
живописец. Родился в семье юриста, эмигранта из Фландрии. В 1589 переселился
в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано
посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ванНорта(ок. 1591-94),
О. Вениуса (ван Вена, ок. 1594-98); мастер с 1598. В 1600-08 находился
в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произв. Микеланджело, Рафаэля,
Тициана и Караваджо. В большинстве ранних картин Р. сказываются
пережитки маньеризма, но отд. работы уже предвещают новаторскую
необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собр. графини
Вальделаграва, Мадрид). Вернувшись в Антверпен, Р. занял место гл. придворного
живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской. Уже для первых картин,
написанных Р. на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итал.
Возрождения с реалистич. традициями нац. иск-ва (П. Брейгель Старший
и др.). Не нарушая принципов зрелого стиля барокко, Р. сделал основным
содержанием творчества прославление жизни в её стихийных проявлениях; он
передавал в своих произв. впечатление неограниченного пространства, разрушал
изолированность отд. изображений, делая их как бы отрезками вечно меняющейся,
бесконечной вселенной. Композиции Р., обычно полные декоративного размаха,
асимметричны, подчинены беспокойному, сложному ритму, фигуры часто изображаются
в бурном движении и резких ракурсах, широко применяются контрасты светотени.
В первые годы жизни в Антверпене (1608-12) Р. одновременно выполнял монументальные
религ. композиции ("Водружение креста", ок. 1610-11, и "Снятие со креста",
ок. 1611 - 1614, собор Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты
(автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен)
и мифоло-гич. сцены. Большинство этих работ не свободно от нек-рой нарочитости
поз и жестов, пестроты колорита. В 1612-20 Р., освобождаясь от этих черт,
создаёт многие из лучших своих произв.: мифологич. композиции ("Персей
и Андромеда", илл. см. т. 3, вклейка к стр. 184;"Похищение дочерей Левкиппа",
ок. 1619-20, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (ок. 1616-17,
там же и др. собр.), два варианта "Страшного суда" (ок. 1615-16 и ок. 1618-20,
там же). В этих работах фигуры людей, антич. божеств и животных сплетаются
в
сложнейшие, пронизанные безудержной динамикой композиц. построения. Р.
отказывается от пёстрых, локальных красок; тона теперь мягко перетекают
один в другой, смягчаются контрасты светотени. Пейзажи Р. ("Возчики камней",
ок. 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значит, мере носят вымышленный характер
(традиц. кулисы, фантастич. дали), однако они одухотворены ощущением вечной
борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также
природы ландшафтной и природы человеческой. Ок. 1611-18 Р. выступает также
и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Р. в Антверпене,
где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятников антич.
иск-ва).
П. П. Рубенс.. Автопортрет. Ок. 1638-40.
Художественно-исторический музей. Вена.
К 1615-20 Р. завоевал широкую известность
и признание. С 1617 мастерская Р. выполняла по его эскизам ряд серийных
монументально-декоративных композиций ("История Марии Медичи", ок. 1622-25,
Лувр, Париж; и др.). В исполнении заказов участвовали многочисл. ученики
и помощники Р. (А. Ван Дейк, Я. Иордане, Ф. Снейдерс и
др.); в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие
многим из них печать трафаретности. В портретной живописи Р. в 1620-е гг.
преобладали отмеченные внешним блеском аристократич. портреты ("Мария Медичи",
ок. 1622- 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым,
интимным решениям ("Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов",
илл. см. т. 9, вклейка к стр. 184). Портреты Р. замечательны не столько
глубиной психологич. характеристик, сколько особым мастерством в передаче
сверхличной жизненной энергии, зримые проявления к-рой одновременно и идеализируют
облик портретируемых, и придают ему необычайную чувственную убедительность;
кисть Р. воспроизводит, в частности, тончайшие цветовые и фактурные нюансы
человеческой кожи, позволяя ощутить в прозрачности и теплоте карнаций биение
горячей, пульсирующей крови.
С 1625 правительница Фландрии поручала
Р. сложные дипломатии, миссии: он ездил в Голландию (1627), Испанию (1628-29),
Англию (1629-30).
Картины Р. 1630-х гг. (почти все выполненные
художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем
в предыдущих произв., образным строем, большей сдержанностью художеств.
средств, полной внутр. теплоты эмоциональностью. Центр, место в позднем
творчестве Р. занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал
в мифологич. и библейских композициях ("Вирсавия", ок. 1635, Карт. гал.,
Дрезден), а также в портретах ("Шубка", ок. 1638-40, Художественно-историч.
музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал
своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. Чувство бодрости
и веселья воплощается в сценах из народной жизни ("Кермесса", ок. 1635-36,
Лувр, Париж). К 1630-м гг. относится и большинство лучших пейзажей Р. ("Пейзаж
с радугой", ок. 1632-35, Эрмитаж, Ленинград).
Виртуозное живописное мастерство Р. показывают
также многочисл. эскизы (эскизы убранства Антверпена по случаю въезда инфанта
Фердинанда, 1634- 1635, илл. см. т. 19, табл. 1, стр. 32) и рисунки, отличающиеся
тонкой наблюдательностью, сложной оркестровкой декоративных пятен и кривых,
изогнутых линий, а иногда и строго продуманной экономией в применении выразит,
средств. Творчество Р. имело огромное значение для развития фламандской
и всей европ. живописи.
Соч.: Correspondence... et documents epi-stolaires,
v. 1 - 6, Anvers, 1887 - 1909; в рус. пер,- Письма, М.-Л., 1933.
Лит.: ГершензонН. М., Рубенс, М.-
Л., 1938; Невеж и на В. М., Рубенс, [Л.], 1938; Доброклонский М. В. (сост.),
Рисунки Рубенса, М. - Л., 1940; Кузнецов Ю. И., Рисунки Рубенса, М., 1974;
Лазарев В. Н., Рубенс, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974,
с. 9-54; ВаршавскаяМ., Картины Рубенса в Эрмитаже, Л., 1975; Arents
P., Rubens - Bibliographic, Brux., 1943; Stechоw W., Rubens and the classical
tradition, Camb. [Mass.], 1968; W h i t e Ch., Rubens and his world, N.
Y., [1968]; Rubens before 1620, Princeton, 1972.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я