РУБЛЁВ
Андрей (ок. 1360-1370 - 1427,
по др. источникам, ок. 1430, Москва; погребён в Андрониковом монастыре),
русский живописец, создатель московской школы живописи. Биографич. сведения
о Р. крайне скудны: воспитывался .в светской среде, в зрелом возрасте принял
монашеский постриг, по-видимому в Троице-Сергиевом монастыре (см. Троице-Сергиева
лавра),по др. исследованиям, в Андрониковом монастыре. Творчество
Р. сложилось на почве художеств, традиций Моск. Руси; он был хорошо знаком
также с визант. и южно-слав. художеств, опытом.
На формирование мировоззрения Р. большое
влияние оказала атмосфера нац. подъёма 2-й пол. 14 - нач. 15 вв., для к-рого
характерен глубокий интерес к нравств. и духовным проблемам. В своих произв.
в рамках ср.-век. иконографии Р. воплотил новое, возвышенное понимание
духовной красоты и нравств. силы человека. Эти качества присущи иконам
Звенигородского чина ("Спас", "Апостол Павел", "Архангел Михаил", все -
рубеж 14-15 вв., по др. исследованиям, 10-е гг. 15 в., Третьяковская гал.),
где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной
живописи. В кон. 14 - нач. 15 вв. (по др. исследованиям, ок. 1412 или ок.
1427) Р. создал свой шедевр - икону "Троица" (Третьяковская гал.). Традиционный
библейский сюжет Р. наполнил глубоким поэтич. и философским содержанием.
Отойдя от традиционных канонов, он поместил в центре композиции единственную
чашу (символизирующую жертвенную смерть), а её очертания повторил в контурах
боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место
жертвы и выделен выразительным контрастом пятен тёмно-вишнёвого и голубого
цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным "голубцом"
и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами,
подчиняющими себе все линии контуров, согласованность к-рых производит
почти музыкальный эффект. "Троица" рассчитана на дальнюю и ближнюю точки
зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную
работу кисти. Гармония всех элементов формы является художеств, выражением
основной идеи "Троицы" - самопожертвования как высочайшего состояния духа,
созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 Р. совм. с Феофаном Греком и
Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Моск. Кремля (фрески не
сохранились), а в 1408 Р. совм. с Даниилом Чёрным и др. мастерами-Успенский
собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его
монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования
системы высокого русского иконостаса. Из фресок Р. в Успенском соборе наиболее
значительна композиция "Страшный суд", где традиционно грозная сцена превратилась
в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность
человека. Работы Р. во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он
был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
В 1425-27 Р. совм. с Даниилом Чёрным и
др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал
иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах
и неравноценны по художеств, качествам. Время, когда на Руси назревали
новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в
предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и
на творчестве Р. В ряде произведений Р. удалось создать впечатляющие образы,
в них чувствуются драматич. ноты, ранее ему не свойственные ("Апостол Павел").
Колорит икон более сумрачен но сравнению с ранними произв.; в нек-рых иконах
усиливается декоративное начало, в других проявляются архаич. тенденции.
Нек-рые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря
(ок. 1427, по др. исследованиям, на рубеже 14-15 вв.; сохранились лишь
фрагменты орнаментов) последней работой Р. Ему приписывается также ряд
работ, принадлежность к-рых кисти Р. точно не доказана: фрески Успенского
собора на "Городке" в Звенигороде (кон. 14 - нач. 15 вв.; сохранились фрагменты),
иконы - "Владимирская богоматерь" (ок. 1409, Успенский собор, Владимир),
"Спас в силах" (1408, Третьяковская гал.), часть икон праздничного чина
("Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Воскрешение
Лазаря", "Преображение", "Вход в Иерусалим" - все ок. 1399) Благовещенского
собора Моск. Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям,
происходит из Кремлёвского Архангельского собора), часть миниатюр "Евангелия
Хитрово" (кон. 14 - нач. 15 вв., Библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва).
Творчество Р. является одной из вершин рус. и мировой культуры. В 1947
в Андрониковом монастыре открыт Музей др.-рус. иск-ва им. Андрея Рублёва.
Лит.: Алпатов М. В., Андрей Рублёв,
М., 1959; Дёмина Н. А., "Троица" Андрея Рублёва, М., 1963; Лазарев В. Н.,
Андрей Рублёв и его школа, М., 1966; П л у-гин В. А., Мировоззрение Андрея
Рублёва, М., 1974; Бетин Л. В., О происхождении иконостаса Благовещенского
собора Московского Кремля, в сб.: Реставрация н исследование памятников
культуры, в. 1, М., 1975. Л. В. Бетин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я