РУДНИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
внутришахтный
транспорт, перемещение грузов по подземным горным выработкам рудника (шахты).
Один из осн. процессов добычи полезных ископаемых при подземной разработке,
на к-рый приходится ок. 30% трудовых и стоимостных затрат. Осн. груз Р.
т.- горная масса (полезное ископаемое, пустая порода). Вспомогат. грузы:
машины, оборудование, крепёжные материалы. Средствами Р. т. также перевозят
людей от околоствольного двора до забоев и обратно. Различают доставку
(перемещение горной массы из забоя до откаточных выработок или рудоспусков),
откатку (транспортирование по капитальным горным выработкам) и шахтный
подъём (перемещение по вертикальным и наклонным горным выработкам с
углом наклона св. 30°). Средства Р. т. непрерывного действия - конвейеры,
самотёчные устройства, трубопроводы; прерывного (циклич. действия)- рельсовый,
безрельсовый самоходный, скреперный транспорт. На выбор схем и средств
Р. т. влияют величина грузопотока, характер залегания полезного ископаемого,
число одновременно разрабатываемых горизонтов, физико-механич. свойства
полезного ископаемого, принятая система разработки (см. Подземная разработка).
Наиболее
простые схемы Р. т.- при разработке одного горизонта и использовании одного
вида транспорта. В большинстве случаев схемы Р. т. включают разные виды
транспортных устройств.
В угольных шахтах концентрация горного
произ-ва и рост грузопотоков обусловливают макс, использование передвижных
скребковых конвейеров, к-рые не только транспортируют уголь, но и служат
базой выемочного комплекса. Транспортирование по горизонтальным и наклонным
выработкам осуществляется ленточными конвейерами с дистанционным или автоматич.
управлением.
На рудниках горную массу доставляют скреперными
установками; получают применение вибровыпуск, самоходные вагонетки на пневмошинном
ходу грузоподъёмностью 10-20 т, имеющие электрич. или дизельный
привод, а также погрузочно-транспортные агрегаты с кузовом или грузонесущим
ковшом.
Перспективно применение для Р. т. спец.
конвейеров, приспособленных для транспортирования крупнокусковых грузов;
увеличение сцепного веса локомотивов и массы поездов; использование вагонеток
большой вместимости (до 10 м3) и улучшение их конструкции.
Лит.: С п и в а к о в с к и й А.
О., Рудничный транспорт, 3 изд., М., 1958; Е в н е в и ч А. В., Транспортные
машины и комплексы, 3 изд., М., 1975; Кальницкий Я. Б., Филимонов А. Т.,
Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках,
М., 1974. А. В. Евневич.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я