РУЛЬ

РУЛЬ (от голл. гоег), 1) Р. судовой,
устройство, служащее для удержания судна на курсе и его поворота на ходу.
Обычно представляет собой пластину (перо Р.), к-рая может поворачиваться
вокруг вертикальной оси (вертикальный Р.). При отклонении Р. от прямого
положения на его поверхности возникают гидродина-мич. силы, смещающие судно
с траектории установившегося движения. Перо Р. бывает плоским или обтекаемым.
В зависимости от расположения пера Р. относительно оси его вращения различают
простые, балансирные и полубалансирные Р. (рис.). Для поворота балансирных
Р. по сравнению с простым требуется меньшее усилие. От характеристик Р.
(площади, формы) зависит маневренность и управляемость судна. Устанавливается
Р. обычно в корме, иногда и в носу судна (напр., на паромах). У нек-рых
судов роль Р. выполняют поворотные насадки, с помощью к-рых изменяется
направление струи воды, отбрасываемой гребным винтом. Суда с крылъчатым
движителем
могут маневрировать без помощи Р. На подводных лодках, кроме
вертикальных, устанавливают также горизонтальные Р.- т. н. Р. глубины для
управления движением в вертикальной плоскости. Для улучшения управляемости
на малом ходу и для маневрирования без хода иногда I применяют активный
Р. (с гребным винтом на пере). 2) Р. в авиации - см. в ст. Воздушные
рули, Газовый руль.
3) Р. автомобильный - см. Рулевое управление.
Э. Г. Логвинович.

Судовой руль: а - простой; б - балансирный;
в - полубалансирный; 1 - баллер; 2 - перо.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я