РУССКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

РУССКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ морские
военные флоты и военные флотилии в России до Великой Окт.
социалистич. революции. Зарождение рус. ВМФ связано с борьбой вост. славян
(4-6 вв.) против Византийской империи. Флотилии славян состояли из небольших
парусно-гребных судов, к-рые могли действовать на реках и в то же время
обладали неплохой мореходностью. В Киевской Руси 9-12 вв. существовали
флотилии, насчитывавшие до неск. сотен судов (лодей, кочей, 2- и 3-мачтовых
лодок и др.). Новгородцы совершали походы в Балтийское м. [напр., поход
1187, когда была взята штурмом крепость Сигтуна (на месте совр. г. Стокгольма)
и др.]. Типичным судном новгородцев была морская лодья (длина ок. 30 м,
ширина
5-6 м, 2-3 мачты, вооружение - таран и метательные машины, команда
- 50-60 чел.). В состав флота входили также парусно-гребные суда меньших
размеров: ушкуи, действовавшие на реках, озёрах и в шхерах, кочи, носады,
применявшиеся для перевозки грузов. В 16-17 вв. казаки (см. Казачество)
вели
войны с крымскими татарами и турками, используя имевшиеся у них парусно-гребные
суда, к-рые у запорожских казаков паз. чайками или челнами, а у донских
- стругами. На судне размещалось до 80 казаков. Флотилии насчитывали по
80-100 судов.


С 17 в. Рус. централизованное ,гос-во начало
борьбу за выходы к Балтийскому, Чёрному и Азовскому морям, в ходе к-рой
к кон. 17 в. был накоплен нек-рый опыт использования речных судов в совместных
действиях с сухопутными войсками. В 1667-69 была предпринята попытка стр-ва
мор. кораблей в с. Дединове на Оке для защиты торговых путей по Волге к
Каспийскому м.: были построены 26-пушечный корабль "Орёл" (1668), яхта,
бот и шлюпки.


Создание регулярного ВМФ относится ко времени
царствования Петра I Великого. Во 2-м Азовском походе 1696 против
Турции (см. Азовские походы 1695-96) впервые участвовали 2 линейных
корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенные на р. Воронеж.
После занятия крепости Азов в 1696 по докладу Петра I о стр-ве Азовского
флота
Боярская дума 20 окт. 1696 постановила: "морским судам быть".
Этот день принято считать днём рождения постоянного регулярного русского
ВМФ.


Во время Северной войны 1700-21 был.
создан
Балтийский
флот.
В 1702-04 на Сясьской, Олонецкой и Лужской верфях развернулось
стр-во гребного (галерного) флота. Для обороны завоёванного побережья и
действий на мор. коммуникациях противника в Балтийском м. позже был создан
парусный флот из построенных в России и закупленных за границей кораблей.
С 1703 до 1723 гл. базой Балтийского флота являлся Петербург, а затем Кронштадт.
Кроме того, базы были созданы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Кораблестроением
ведал сначала Владимирский приказ, а затем выделенный из него Адмиралтейский
приказ. Офицерский состав флота комплектовался из дворян, матросы - из
рекрутов; служба была пожизненной. Дворянские дети обучались в Школе математич.
и навигацких наук (осн. в 1701). Практиковались также посылка дворян на
учёбу в иностр. флоты и наём иностранцев на службу в рус. флоте. В 1718
была создана Адмиралтейств-коллегия - высший воен.-мор. орган. В
1722 ВМФ насчитывал 130 парусных судов, в т. ч. 36 линейных кораблей, 9
фрегатов, 3 шнявы (лёгкие двухмачтовые суда для разведыват. и посыльной
службы), 5 бомбардирских кораблей и 77 вспомогательных судов; гребной флот
имел 396 судов, в т. ч. 253 галеры и скампавеи (облегчённые быстроходные
галеры) и 143 бригантины. Суда строились на Воронежской, Казанской, Переславской,
Архангельской, Олонецкой, Санкт-Петербургской, Астраханской и др. верфях
(всего 24). Организац. принципы ВМФ, методы обучения и воспитания личного
состава, способы ведения боевых действий были обобщены в Морском уставе
(1720) с учётом опыта иностр. флотов. В развитии рус. военно-морского
искусства
большая заслуга принадлежит Петру I и его соратникам: Ф.
М. Апраксину, Акиму и Науму Сенявиным, М. М. Голицыну и др. Осн. принципы
ведения войны на море в дальнейшем были развиты Г. А. Спиридовым, Ф.
Ф. Ушаковым, Д. Н. Сенявиным. В 1752 был основан Морской
кадетский корпус.


Во 2-й пол. 18 в., в связи с активизацией
внеш. политики России и русско-тур. войнами за господство на Чёрном м.,
происходит усиление рус. ВМФ. В 1763 по предложению комиссии в составе
С. И. Мордвинова, И. Г. Чернышёва, Спиридова и др. было реорганизовано
.управление флотом, что закреплено разработанным комиссией "Регламентом
об управлении адмиралтейств и флотов" (утверждён в 1765). Командование
флотами и эскадрами было изъято из ведения коллегии и передано флагманам,
подчинённым коллегии. При флагманах создавались канцелярии, являвшиеся
зачатками штабов флотов. Был расширен штат воспитанников Морского кадетского
корпуса и пересмотрены его программы. Во 2-й пол. 18 в. Россия создала
сильный ВМФ. Впервые из Балтийского м. были направлены эскадры на отдалённые
театры воен. действий (см. Архипелагские экспедиции русского флота).
Эскадра
адмирала Спиридова, уничтожив тур. флот в Чесменском бою 1770, завоевала
господство в Эгейском м. В 1771 рус. армия овладела берегами Керченского
прол., а также крепостями Керчь и Еникале. После выхода рус. армии на р.
Дунай в 1771 была сформирована Дунайская военная флотилия,
осуществлявшая
охрану в устье Дуная. В 1773 отряд судов Азовской флотилии, вновь созданной
в 1771, вышел в Чёрное море. Рус.-тур. война 1768-74 окончилась победой
России, к-рая получила берега Азовского м. и берег Чёрного м. между pp.
Бугом и Днестром. Крым был объявлен независимым под протекторатом России,
а в 1783 присоединён к ней. В 1778 в устье Днепра был заложен новый порт
Херсон, в к-ром в 1783 спущен на воду первый линейный корабль Черноморского
флота,
а в 1784 уже создана эскадра кораблей. Благодаря флотоводч.
искусству адмирала Ф. Ф. Ушакова, к-рый заложил основы новой манёвренной
тактики, Черноморский флот одержал ряд крупных побед над турецким флотом.


Рус. ВМФ во 2-й пол. 18 в. и начале 19
в. по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире после Великобритании
и Франции. Черноморский флот (1787) насчитывал 5 линейных кораблей и 19
фрегатов, Балтийский флот (1788) - 23 линейных корабля и 130 фрегатов.
В нач. 19 в. рус. ВМФ состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской,
Беломорской и Охотской флотилий. В 1802 было образовано Мин-во воен.-мор.
сил (переименовано в 1815 в Морское мин-во). В 1804 на флотах имелись постоянные
соединения - дивизии, к-рые делились на бригады; дивизии прикреплялись
к определённым базам. В 1826 в России был построен первый вооруж. пароход
"Ижора" (мощность машины 73,6 кет, или 100 л. с., вооружение
8 пушек). С 1827 оперативно-стратегич. руководство флотом осуществлял Морской
штаб, к-рый с 1831 стал наз. Главным мор. штабом (в 1836 ликвидирован и
снова создан в 1855). При мор. министре были созданы Адмиралтейств-совет
(1827)
и Учёный комитет. В 1836 на Ижорском з-де был построен первый колёсный
пароходо-фрегат русского флота "Богатырь" (водоизмещение 1340
т, мощность
177 кет, или 240л. с., вооружение 28 пушек). Рус. воен. моряки
с 1803 по 1855 осуществили св. 40 кругосветных и дальних плаваний, сыгравших
важную роль в освоении Д. Востока, исследовании Мирового океана и изучении
Тихоокеанского театра воен. действий.


Недостаточное технико-экономич. развитие
России обусловило её резкое отставание в 1-й пол. 19 в. от европ. стран
в области стр-ва паровых кораблей. К нач. Крымской войны 1853-56 Россия
имела Балтийский и Черноморский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Камчатскую
флотилии (всего 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига,
16 пароходо-фрегатов и др.). Общая численность личного состава флота достигала
91 тыс. чел. Часть кораблей была вооружена бомбической артиллерией (тяжёлые
пушки, стрелявшие разрывными сферич. бомбами); высокого уровня развития
достигло минное дело. Вместе с тем реакц. крепостнич. строй отрицательно
сказывался на развитии ВМФ. Особенно это проявлялось на Балтийском флоте,
где была сильна плацпарадная муштра. На Черноморском флоте благодаря деятельности
адмиралов М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, В. А. Корнилова,
В.
И. Истомина моряков обучали искусству воевать, поддерживались традиции,
утвердившиеся во времена командования эскадрой адмирала Ушакова.
Синопское
сражение 1853
против тур. флота продемонстрировало высокую боевую выучку,
отвагу и героизм моряков Черноморского флота и тактич. новаторство Нахимова.
Во время героич. обороны Севастополя 1854-55 моряки рус. флота показали
пример использования всех сил и средств для активной обороны базы с суши
и моря. По условиям Парижского мирного договора 1856 Россия лишалась
права иметь на Чёрном м. военно-морской флот. В связи с применением новых
средств борьбы деревянные парусные корабли потеряли своё значение. В 60-х
гг. 19 в. парусный флот постепенно был заменён паровым.


После Крымской войны Россия приступила
к созданию броненосных паровых кораблей. По проектам и под руководством
рус. инженеров и техников, гл. обр. на отечеств, заводах, строились броненосцы
береговой обороны, мониторы, плавучие батареи. Корабли имели сильную артиллерию
и мощную броню, но недостаточную мореходность, а также малую скорость хода
и довольно ограниченную дальность плавания. В 1861 был построен первый
железный броненосный корабль - канонерская лодка "Опыт"; в 1869 заложен
один из первых мореходных броненосцев "Пётр Великий" (вступил в
строй в 1877), положивший начало классу эскадренных броненосцев. В
1870 в России были заложены первые корабли класса броненосных крейсеров
(вступили в строй в 1875-77). Рус. кораблестроители (А. В. Степанов, С.
К. Джевецкий и др.) в 70-90-х гг. 19 в. создали минные заградители
и подводные лодки. Большой вклад в развитие тактики броненосного парового
флота внесли адм. Г. И. Бутаков и А. А. Попов, к-рый был
также крупным кораблестроителем. В 1871, после отмены ограничительных статей
Парижского мирного договора 1856, начал восстанавливаться Черноморский
флот. В ходе рус.-тур. войны 1877-78 на Чёрном м. и Дунае действовали лишь
вооружённые пароходы и минные катера; впервые была осуществлена идея использования
минно-артиллерийских
позиций,
получившая развитие во всех последующих войнах.


Судостроит. программа России, разработанная
в 1881 на 20 лет, предусматривала постройку 24 эскадренных броненосцев,
15 крейсеров и св. 140 кораблей др. классов. В 80-х гг. появились штабы
соединений, состоявшие из флагманских специалистов (штурмана, артиллериста,
минёра, механика и др.). Осн. соединением кораблей считалась эскадра. Дивизии
и бригады были упразднены. Эскадра состояла из кораблей различных классов,
сведённых в отряды. Важное значение для флота имело изобретение в 1895
рус. учёным А. С. Поповым радио, способствовавшего управлению силами
в бою на больших расстояниях. Значит, вклад в развитие рус. ВМФ и его тактики
внёс адм. С. О. Макаров.


В 1898 рус. ВМФ, состоявший из Балтийского,
Черноморского флотов, Каспийской и Сибирской флотилий, имел 14 броненосцев,
23 броненосца береговой обороны, 6 броненосных крейсеров, 17 крейсеров,
9 минных крейсеров, 77 миноносцев, 96 миноносок, 27 канонерских лодок.
К кон. 19 в. завершился переход к новому, броненосному флоту; на вооружение
кораблей вместо гладкоствольных, заряжавшихся с дула пушек поступили стальные
нарезные орудия, заряжавшиеся с казённой части, совершенствовалось и минно-торпедное
оружие. Всё это потребовало изменения системы комплектования флота личным
составом и перестройки его подготовки. Рост технич. оснащения кораблей
вызвал необходимость призывать на флот более квалифицированных людей из
среды фабрично-заводских рабочих, что способствовало распространению революц.
движения на флоте. Для повышения технич. знаний офицерского состава в Морском
кадетском корпусе были расширены курсы технич. дисциплин, открыты спец.
морские уч-ща: инженерное, артиллерийское, штурманское. Офицерские классы
при Морском уч-ще были реорганизованы в Академический курс, а в 1877 -
в Морскую академию.


Несмотря на известные успехи в своём развитии,
рус. ВМФ были присущи многие недостатки, обусловленные общей реакционностью
самодержавного строя России. В русско-японской войне 1904- 1905 вследствие
гнилости царизма, проводившего авантюристич. политику на Д. Востоке, и
бездарности царских адмиралов осн. силы рус. ВМФ были уничтожены.


Поражение царизма ускорило начало первой
рус. Революции 1905-07. Наиболее крупными революц. выступлениями на флоте
были восстания на броненосце "Потёмкин" и крейсере "Очаков" на Черноморском
флоте в 1905, Кронштадтские восстания 1905 и 1906, Свеаборгское восстание
1906.



С 1906 началось восстановление рус. ВМФ.
В 1906 создан Морской генеральный штаб, к-рому были переданы оперативно-стратегич.
функции (разработка судостроит. программ, планов войны, оперативная подготовка
флота). Адм.-хоз. функции выполнял Гл. морской штаб как аппарат морского
министра. На основе критич. изучения опыта рус.-япон. войны прогрессивные
воен.-мор. деятели России в целом верно наметили новые тенденции в развитии
флотов и правильно оценили роль новых боевых сил и средств в будущей войне.
ВМФ пополнился новыми кораблями всех классов, построенных выдающимися кораблестроителями
А. Н. Крыловым, И. Г. Бубновым и др. Накануне 1-й мировой
войны 1914-18 Россия имела 9 линейных кораблей, 14 крейсеров, 71 эскадренный
миноносец, 23 подводные лодки. По проекту рус. кораблестроителя М. П. Йалётова
было
начато стр-во первого минного подводного заградителя "Краб". Рус. конструкторы
создали линейные корабли типа "Севастополь", имевшие на вооружении
12 305-мм орудий, расположенных в четырёх башнях, противоминную
артиллерию и торпедные аппараты. Были созданы первоклассный тип эсминца
("Новик
")
и первые в мире тральщики, наиболее совершенные образцы мин и тралов.
Дальнейшее развитие получили теория и практика ведения наступат. боя на
море, на минно-арт. позиции, охраны водного р-на базы и др. В ходе 1-й
мировой войны рус. флот был усилен новейшими кораблями (7 линейных кораблей,
29 эскадренных миноносцев, 35 подводных лодок), впервые появилась морская
авиация. Была создана флотилия Северного Ледовитого ок. Корабли Балтийского
и Черноморского флотов в ходе войны нарушали мор. коммуникации противника
и защищали свои мор. сообщения, обороняли побережье от вторжения противника
и поддерживали приморские фланги армии. Особенно успешными были постановка
Балтийским флотом активных минных заграждений в 1914-15, оборона Рижского
залива, операции Черноморского флота по содействию флангу Кавказской армии
в 1916 и осуществлению блокады Босфора. Впервые в рус.


флоте было создано оперативное объединение
(эскадра), состоявшее из однородных тактич. соединений и включавшее авиац.
корабли (авиатранспорты). Тактика обогатилась опытом использования миноносцев
и подводных лодок.


В ходе 1-й мировой войны 1914-18 под влиянием
большевиков на флоте росло революц. движение, и во время Февральской революции
1917 моряки перешли на сторону восставшего народа. В период подготовки
и проведения Великой Октябрьской социалистической революции отряды революц.
моряков и боевые корабли Балтийского флота вместе с рабочими и солдатами
составили ударную вооруж. силу революции. С крейсера "Аврора" прогремел
орудийный выстрел, давший сигнал к штурму Зимнего дворца. В янв. 1918 старый
рус. флот был расформирован и создан Советский Военно-морской флот.


Лит.: История русской армии и флота,
т. 1 - 15, М., 1911 - 13; Веселаго Ф., Краткая история русского флота.
(С начала развития мореплавания до 1825 г.), 2 изд., М. - Л., 1939; Список
русских военных судов с 1668 по 1860 год, СПБ, 1872; Боевая летопись русского
флота, М., 1948; Най да С. Ф., Революционное движение в царском флоте 1825
- 1917, М.- Л., 1948; Зверев Б. И., Страницы русской морской летописи,
М., 1960; ШершовА. П., К истории военного кораблестроения, М., 1952; Моисеев
С. П., Список кораблей русского парового и броненосного флота. (С 1861
г. по 1917 г.), М., 1948. В. А. Дивин, II. Н. Соловьёв.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я