РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ
особая
сфера экономич. отношений при капитализме, где формируется спрос и предложение
на ссудный капитал. В качестве "продавцов" капитала на Р. с. к.
выступают ден. капиталисты (собственники ссудного капитала), представленные
разветвлённой системой кредитно-финанс. институтов (коммерч. и инвестиционные
банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и
др.), в качестве "покупателей" - частные коммерч. учреждения, гос-во или
отд. лица (население).
Р. с. к. делится на рынок краткосрочного
кредита (капитала) - ден. рынок, где покупаются и продаются коммерч. и
казначейские векселя, и рынок долгосрочного кредита. Последний подразделяется
на рынок долгосрочного капитала и рынок фиктивного капитала, где
продаются и покупаются акции и облигации частных предприятий
и облигации центр, и местных органов власти (см. также Рынок). На рынке
долгосрочного капитала кредитно-финанс. институты предоставляют займы на
длительные сроки (от 20 до 100 лет).
В условиях домонополистического капитализма
Р. с. к. был развит слабо вследствие ограниченности предложения и спроса
на ден. капитал. Это было связано с рядом причин. Кредитная система ещё
не могла широко осуществлять накопление ден. капитала и ден.сбережений
населения, т. к. она была представлена в основном банками, а др. формы
кредитно-финанс. учреждений только зарождались. Спрос на ден. капитал,
гл. обр. краткосрочный, предъявляли отдельные предприятия, тогда как гос-во
и население обращались к Р. с. к. крайне редко. Наконец, рынок фиктивного
капитала только зарождался.
Толчок развитию Р. с. к. дал монополистич.
капитализм. Создание акц. об-в, высокая концентрация и централизация произ-ва,
развитие новых отраслей на базе научно-технич. открытий, усиление роли
гос-ва в экономике и ряд др. причин вызвали огромный спрос на ссудный капитал.
Гос.-монополистич. капитализм создал предпосылки для дальнейшего роста
Р. с. к. Пр-ва капиталистич. стран активно участвуют в формировании экономич.
политики, вт. ч. кредитной (см. Кредитная политика). Гос-во воздействует
на Р. с. к. посредством установления учётной ставки центр, банков, регулируя
таким путём спрос и предложение на ссудный капитал. Создание гос. кредитных
учреждений привело к тому, что гос-во выступает на Р. с. к. как "покупатель"
и как "продавец".
В кон. 60 - нач. 70-х гг. 20 в. широкое
распространение получила практика заключения между кредитно-финанс. учреждениями
и торгово-пром. монополиями долгосрочных соглашений (credit line), определяющих
величину займа и срок, в течение к-рого корпорация может прибегать к займу
у банка или др. кредитно-финанс. учреждения. Такие соглашения особенно
характерны для США, обладающих мощным Р. с. к. и разветвлённой сетью кредитно-финанс.
учреждений.
Лит.: У с о с к и н В. М., Монополистический
банковский капитал США: действительность н мифы, М., 1964; Аникин А. В.,
Кредитная система современного капитализма, М., 1964; Бортник М. Ю., Денежное
обращение и кредит в капиталистических странах, М., 1967; Жуков Е. Ф.,
Страховые монополии в экономике США, М., 1971. Е. Ф. Куков"
М. Рыскулов. Ю. С. Рытхэу.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я