РЫЦАРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1522-23
восстание
нем. низшего дворянства против княжеской власти в обстановке подъёма общенар.
реформационного (см. Реформация) движения в Германии накануне Крестьянской
войны 1524-26. Причиной Р. в. было ухудшение экономич. и политич. положения
рыцарства в условиях начавшегося разложения феод, строя и усиления власти
князей в политически раздробленной стране. Выдвигая реакц. и утопич. идеал
организации единой универсальной империи, покоящейся на крепостничестве
и возглавляемой императором, подконтрольным рыцарству, рыцарская оппозиция
с кон. 15 в. безуспешно пыталась воскресить политич. роль низшего дворянства
с помощью узкосословной политики. Наиболее общие интересы рыцарства выразил
в своём творчестве У. фон Гуттен. В авг. 1522 на съезде в Ландау
верхнерейнские, швабские и франконские рыцари создали сословно-рыцарское
объединение общеимперского значения во главе с Ф. фон Зиккингеном. В
нач. сент. 1522 рыцарское войско Зиккингена выступило против архиепископа
и курфюрста Трирского. Не поддержанный ни горожанами Трира, ни др. городами,
ни даже осн. массой рыцарства, к-рое в решит, момент не осмелилось открыто
выступить против князей, Зиккинген потерпел поражение. Объединённые войска
светских и духовных князей в апр. 1523 взяли его замок Ландштуль, Зиккинген
был смертельно ранен, Р. в. подавлено, активные участники подвергнуты репрессиям.
Лит.: Маркс К., Письмо Ф. Лассалю,
19 апреля 1859 г. .Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 29; Энгельс
Ф., Письмо Ф. Лассалю, 18 мая 1859 г., там же; его же, Крестьянская война
в Германии, там же, т. 7; М е у е г М., Die Bewegungen des niederen Adels
im Zeitalter der friihburgerlichen Revolution ..., H. 1 - 2, Lpz.. 1965.
В.
М. Володарский.
PЫЦАРСТВО, социальная категория
в странах Зап. и Центр. Европы в средние века, включавшая всех светских
феодалов (Р. в широком смысле) или их часть - мелких феодалов (Р. в узком
смысле).
Первые упоминания о Р. относятся к кон.
10 в. В это время под Р. (в лат. терминологии milites) подразумевали категорию
воен. слуг (преим. конных), являвшихся вассалами (см. Вассалитет) знати.
По мере роста феод, раздробленности, благоприятствовавшей расширению прав
мелких рыцарей, грань между Р. и знатью постепенно стиралась. Уже в 11-12
вв. под Р. всё чаще начинают понимать всех светских феодалов-воинов, а
с образованием в 12 в. духовно-рыцарских орденов Р. стало охватывать
и часть духовных феодалов (однако со складыванием понятия Р. в широком
смысле не прекращается употребление термина Р. в его узком смысле, подразумевавшем
только низшие слои светских феодалов). Принадлежность человека к Р. обычно
совпадала с наличием у него зем. феода, позволявшего освободиться
от непосредственного участия в производстве и обеспечивавшего приобретение
боевого коня и рыцарского вооружения (меч, щит, латы и др.), становившегося
со временем всё более дорогим.
Главенствующее место в социальной деятельности
Р. занимали войны, обеспечивавшие захват новых владений и воен. добычи
(внутренние усобицы, Крестовые походы, войны между гос-вами, складывавшимися
в самой Европе, воен. акции по подавлению народных восстаний). Специфика
этих социальных функций Р. обусловливала его растущее социально-экономич.
и правовое обособление. Будучи верх, собственником гл. богатства - земли
и правящей социальной группой, Р. обладало широкими привилегиями: оно было
свободно от большинства фискальных тягот, подсудно только судам равных
по социальному статусу, пользовалось преимущественными правами на занятие
гос. и воен. должностей; доступ в ряды Р. для лиц нерыцарского происхождения
в большинстве стран был ограничен. Складывается и особая рыцарская мораль,
нашедшая отражение в творчестве трубадуров, труверов, миннезингеров
(см.
также Куртуазная литература). Для рыцаря считались обязательными
отвага и смелость в бою, верность своему сеньору, защита христианской церкви
и её служителей, "сирых и немощных" отпрысков рыцарских родов. Особое значение
придавалось рыцарской щедрости: наибольшим престижем пользовался тот из
рыцарей, кто был щедрее в раздачах. В среде Р. сложился т. н. культ дамы
- поклонение рыцаря избранной им знатной женщине, нередко замужней и занимавшей
более высокое, чем рыцарь, социальное положение. Распространению "культа
дамы" способствовали, с одной стороны, обеднение части Р., стремление поправить
свои дела выгодными браками, а с другой - появление неудовлетворённости
аскетизмом христианской морали.
Особая система рыцарского воспитания обеспечивала
необходимую физическую закалку будущих рыцарей и способствовала распространению
в среде рыцарской молодёжи норм рыцарской морали. Начиная с 7 лет сыновья
рыцарей выходили из-под попечения женщин и под руководством старших мужчин
(часто - будущего сеньора) овладевали умением ездить верхом, фехтовать,
стрелять из лука, охотиться и т. д.; духовные лица знакомили их с основами
грамоты и христианского вероучения. Находясь при дворах крупных феодалов,
рыцарские сыновья нередко привлекались к исполнению обязанностей пажей,
а
после 14 лет - и оруженосцев. После 21 года им предоставлялась возможность
посвящения в рыцари, к-рое, символизируя принятие в состав привилегированного
социального слоя, оформлялось особой торжественной процедурой в (сложившемся
виде она включала: опоясывание мечом, надевание шпор, производимый сеньором
символический удар по плечу посвящаемого рукой или плоской стороной меча,
демонстрацию воинской выучки и клятву перед лицом священника соблюдать
требования рыцарской чести). Однако реально воспользоваться этой возможностью
могли лишь те из рыцарской молодёжи, к-рые обладали материальным благосостоянием,
достаточным для приобретения коня и вооружения. Важную форму распространения
в среде рыцарской молодёжи социально-этических идеалов Р. представляли
турниры,
во
время к-рых устраивались соревнования в воинском мастерстве. Победитель
турнира добивался славы, получал ден. награду.
В ряде стран Р. имело свои корпоративные
орг-ции; к их числу, помимо духовно-рыцарских орденов, относились светские
ордена (старейшие из них - Орден Св. Марии в королевстве Наварра и Орден
льва во Франции - известны с 11 в.).
В 14-16 вв. по мере складывания постоянных
армий и распространения огнестрельного оружия воен. роль Р. сходит на нет.
Однако как социальная категория Р. не исчезает, но преобразуется в сословие
дворянства.
К европ. Р. в известном смысле близки сипахи
в
Османской империи, самураи в Японии.
Лит.: Ефимова Е., Рыцарство, 2 изд.,
М., 1914; С о h e n G., Histoire de la chevalerie en France..., P., 1949;
Boutruche R., Seigneurie et feodalite, t. 1 - 2, P., 1968 - 70; G a n t
i e r L., La chevalerie, P., 1960; Duby G., Guerriers et paysans, P., 1973;
его ж e, Hommes et structures du moyen age, P., 1973. Ю. Л. Бессмертный.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я