СААДИ

СААДИ (псевд.; наст, имя - Муслихаддин
Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифадднн) (между 1203-10, Шираз, - 9.12.1292,
там же), персидский писатель и мыслитель. Происходил из небогатой духовной
семьи. В сер. 20-х гг. 13 в. учился в высшей духовной академии "Низамия"
в Багдаде. В 30-х гг. посетил Мекку, более 20 лет странствовал в одежде
дервиша по всему мусульм. миру. В Дамаске написал поэму "Бустан" (авторское
назв. "Саади-наме", 1257) и, вернувшись в Шираз, преподнёс её местному
правителю Абу Бекру ибн Сааду (1226-60). Ему же поев, и "Гулистан" (1258).
С. вёл полуотшельнич. жизнь духовного наставника, "старца", в скромном
подворье на окраине Шираза.


Известны две редакции собр. соч. С. Одна
выполнена в 1334 неким Али Бисутуном, к-рый внёс якобы второстепенные изменения
в ранее существовавшую редакцию. Эта т. н. Бисутуновская редакция
воспроизводится в большинстве списков, лптографир. изданий, а также в лучшем
науч. издании доктора Форуги(Иран, 1941). Другая ред. представлена в четырёх
списках нач. 14 в. и значительно отличается от первой. Поскольку эти списки
ещё не привлекались для подготовки изданий соч. С., ни одно из них не может
считаться критическим. В собр. соч. входят: Предисловие (крайне риторич.
и бессодержательное), не принадлежащее перу С.; "Пять меджлисов" - прозаич.,
пересыпанные стихами "послания"-поучения в религ.-филос. духе, "наставления
царям", ответы на нек-рые сложные нравственно-богословские вопросы; "Гулистан";
"Бустан"; араб, и перс, касыды; элегии; макаронич. стихи (см. Макароническая
поэзия)
любовно-лирич. и моралистич. содержания; "Тарджибанд" - цикл
из 22 любовных газелей, соединённых рефреном; четыре сб-ка газелей;
"Книга Сахиба" - сб. стихов хвалебного, лирич., нравоучит. содержания;
четыре раздела, включающие малые лирич. формы,- рубай, кит'а, фрагменты.
В состав собрания входил также порнографич. раздел, в подлинности к-рого
нек-рые исследователи сомневаются.

С а а д и. "Гулистан". Персидская миниатюра
16 в.



Расцвет поэтич. деятельности С. падает
на годы монг. владычества. В отличие от совр. ему поэтов - панегиристов
и мистиков, С. обратил слово к широким кругам народа. Основу его лит. проповедей
составили светлые идеи человечности. Он поведал их людям в музыкальных
и ясных песнях-газелях, раскрывших целый мир простых человеческих радостей
и печалей, а также в острых, смелых и смешных притчах-рассказах "Гулистана"
и отчасти "Бустана". Огромны были и слава С., и влияние его на развитие
лит-ры. Но если славу величайшего лирика С. делит с Хафизом, то
он не знает себе равных в художеств, проповеди активного, демократич. гуманизма.


Соч.: Куллият-е Са'ди-йе Ширази аз руйе
нусхейе ки дженабе ага-йе Мухаммад Али Форуги тасхих намудаанд, Тегеран,
1320, с. г. х. (1941); Мунтахаби куллиёт. [Тартибдихандагон И. Ализода,
А. Дехоти], Сталинобод, 1956; в рус. пер.- Избранное, Сталинабад, 1954;
Гулистан. [Критич. текст, пер., предисл. и прим. Р. М. Алиева], М., 1959;
Бустан. Лирика, М., 1962; Сади-наме (Бустан). [Подготовка науч. текста
и иссл. Р. Алиева], Тегеран, 1968.


Лит.: Брагинский И., 12 миниатюр,
М., 1966; Сами Али, Шенасайие Сади дар Орупа, "Хонар ва мардом", 1967,
№ 61 - 62. А. Я. Болдырев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я