САДОВСКИЕ

САДОВСКИЕ семья русских актёров,
внёсшая большой вклад в развитие рус. сценич. реализма, неразрывно связанная
со становлением и развитием его нового этапа, определяемого появлением
драматургии А. Н. Островского. Пров Михайлович С. (наст. фам.- Ермилов)
[11(23). 10.1818, Ливны,- 16(28).7.1872, Москва]. После смерти отца воспитывался
братьями матери, видными провинциальными актёрами - Г. В. и Д. В. Садовскими
(отсюда псевд. С.). В 1832 вступил в тульскую труппу. Играл в театрах Калуги,
Рязани, Воронежа, Казани и др. городов. В 1839 при поддержке М. С. Щепкина
(к-рый видел его на сцене в Казани) дебютировал в моск. Малом театре. Играл
характерно-бытовые роли в водевилях (Филатка - "Филатка и Мирошка - соперники"
Григорьева 2-го и др.). Сатирич. талант проявился в пьесах Гоголя (Подколёсин,
Осип - "Женитьба" и "Ревизор"). Наиболее полно дарование артиста раскрылось
в пьесах А. Н. Островского, активным пропагандистом творчества к-рого он
был (участвовал в первых постановках всех пьес драматурга). Мастерски играл
роли купцов-самодуров: Тит Титыч ("В чужом пиру похмелье", 1856; "Тяжёлые
дни", 1863), Дикой ("Гроза", 1859), Курослепов ("Горячее сердце", 1869)
и др.; драматич. талант С. проявился в роли Краснова ("Грех да беда на
кого не живёт", 1863 и 1867) и особенно Любима Торцова ("Бедность не порок",
1854) - лучшей работе артиста. Крупнейший представитель иск-ва Малого театра,
С. раскрывал образ прежде всего через слово. Чёткая дикция, гибкий голос
помогали ему находить для каждого персонажа свою мелодию и ритм речи, особенности
произношения. С.- первый исполнитель на сцене Малого театра ролей Расплюева
("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, 1855), Анания и Митрича ("Горькая
судьбина", 1863; "Самоуправцы", 1866, Писемского). Играл в комедиях Мольера,
Шекспира, Кальдерона. Выступал в операх (Фаддей - "Мельник - колдун, обманщик
и сват" на текст Аблесимова, муз. Фомина). В творчестве С., развивавшего
щепкинские традиции, проявилась нац. особенность рус. реализма: простота,
естественность, тесная связь с жизнью, тенденция к социально-бытовой обрисовке
характера, раскрытию его нац. специфики, внимание к внутр. миру человека,
использование слова как осн. средства характеристики образа. Иск-во С.
оказало влияние на многих рус. актёров. Был автором юмористич. рассказов
и великолепным рассказчиком. Михаил Провович С. [12(24).И. 1847, Москва,-
26.7(8.8).19Ю, там же]. Сын Прова Михайловича С. К сцене был подготовлен
отцом и А. Н. Островским. В 1867-69 участвовал в спектаклях "Артистического
кружка". В 1869 дебютировал в Малом театре в ролях Подхалюзина, Бородкина
("Свои люди - сочтёмся", "Не в свои сани не садись" Островского) и др.
С 1870 в труппе театра. Сыграл в пьесах Островского св. 60 ролей. Среди
них: Счастливцев ("Лес"), Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Андрей Белугин
("Женитьба Белугина"), Карандышев ("Бесприданница"), Мелузов ("Таланты
и поклонники"), Хлынов ("Горячее сердце"). Творческий последователь отца,
актёр-демократ, знаток быта старой Москвы, С. в совершенстве владел сценич.
речью. Его самобытное, национальное, народное иск-во отличалось глубокой
жизненной правдивостью, благородной простотой, светлым юмором, задушевностью
и в то же время драматизмом, сатирич. остротой. Ведущая тема творчества
С.- судьба его современника, незаметного, простого, обездоленного человека.
К числу значит, ролей С. принадлежали также: Хлестаков ("Ревизор" Гоголя),
Пётр, 1-й мужик ("Власть тьмы" и "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого), Мисаил
("Борис Годунов" Пушкина), Калгуев ("Новое дело" Немировича-Данченко).
Автор очерков и рассказов из жизни моск. мещанского и купеческого захолустья
(изд. 1899, 2 тт.). Его переводы пьес (Расина, Бомарше, Гольдони, Гоцци
и др.) ставились в Малом театре. Преподавал в Муз.-драматич. уч-ще Моск.
филармония, об-ва, на драматич. курсах Моск. театрального уч-ща. Ольга
Осиповна С. (урожд. Лазарева) [13(25).6.1849, Москва,- 8.12.1919, там же],
жена Михаила Прововича С. От отца - певца оперной труппы моск. имп. театров,
С. унаследовала муз.-вокальные данные и увлечение нар. песней. Участвовала
в спектаклях "Артистического кружка" (Настасья Панкратьевна - "В чужом
пиру похмелье" Островского и др.), где наряду с любителями выступали видные
актёры. Большое влияние на С. оказал А. Н. Островский, читавший артистам
кружка свои пьесы, принимавший участие в их постановках. В 1879 С. дебютировала
в Малом театре (Евгения, Варвара, Гущина - "На бойком месте", "Гроза",
"Старый друг лучше новых двух" Островского); в труппе с 1881. Создала живые
образы купчих, мещанок, крестьянок. Крупнейшая актриса театра Островского,
С. гл. внимание уделяла слову. В совершенстве владела рус. речью, её мелодикой,
говором, акцентами. Музыкальность, неисчерпаемое богатство интонаций, виртуозность
в ведении диалога, смена темпов и разнообразие ритмов сообщали сценич.
речи С. исключит, выразительность. С. были свойственны полнейшая безыскусственность
исполнения, естественность тона и сценич. поведения и одновременно сочность
и яркость игры, тонкий юмор. Среди её лучших ролей в пьесах Островского:
Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники", 1881), Анфуса Тихоновна ("Волки
и овцы", 1893), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва", 1895), Мавра Тарасовна
("Правда хорошо, а счастье лучше", 1897), Красавина ("Свои собаки грызутся,
чужая не приставай", 1914); в ролях Галчихи ("Без вины виноватые", 1884),
Старухи-крестьянки ("Воевода", 1886) раскрылась драматич. сторона дарования
актрисы. К лучшим ролям С. принадлежали также: Матрёна ("Власть тьмы" Л.
Н. Толстого, 1895), графиня Хрюмина ("Горе от ума" Грибоедова, 1899). Её
последняя роль- Захаровна ("Старик" Горького, 1919). Иск-во С. высоко ценили
К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, А. П. Ленский. Елизавета
Михайловна С. [23.4(5.5). 1872, Москва,- 4.6.1934, там же], дочь Ольги
Осиповны и Михаила Прововича С. По сцене (при жизни матери) Садовская
2-я. В 1894, по окончании драматич. курсов при Моск. театральном уч-ще
(классы О. А. Правдина и М. П. Садовского), была принята в Малый театр.
Игра С. была отмечена искренностью, непосредственностью, теплотой, изяществом.
Лучшая роль - Глафира ("Волки и овцы" Островского). Среди др. ролей: Снегурочка,
Поликсена, Негина, Юлинька, Верочка, Варвара ("Снегурочка", "Правда - хорошо,
а счастье лучше", "Таланты и поклонники", "Доходное место", "Шутники" и
"Гроза" Островского), Марья Антоновна ("Ревизор" Гоголя), Лиза ("Горе от
ума" Грибоедова), Сюзанна ("Женитьба Фигаро" Бомарше). Пров Михайлович
С. [9(21).8.1874, Москва,-4.5.1947, там же], нар. арт. СССР (1937). Сын
Ольги Осиповны и Михаила Прововича С. Окончил драматич. курсы Моск. театрального
уч-ща (учителя - А. П. Ленский и М. П. Садовский), с 1895 в труппе Малого
театра. Уже в первые годы с успехом сыграл роли Глумова, Мизгиря ("На всякого
мудреца довольно простоты" и "Снегурочка" Островского), Чацкого ("Горе
от ума" Грибоедова), Меркуцио ("Ромео и Джульетта" Шекспира) и др. Особенно
удавались актёру образы волевых, целеустремлённых людей, обладающих сильным
характером: Гокон ("Борьба за престол" Ибсена), Беркутов ("Волки и овцы"
Островского), Дато ("Измена" Сумбатова). В историю сов. театра вошло исполнение
С. роли комиссара Кошкина ("Любовь Яровая" Тренёва, 1926) - замечательное
сценич. воплощение героич. образа рус. коммуниста. Среди лучших ролей:
Расстегни ("На берегу Невы" Тренёва), Таланов ("Нашествие" Леонова), Несчастливцев
("Лес" Островского), Фамусов ("Горе от ума" Грибоедова). Выступал также
как режиссёр. Поставил пьесы Островского "Снегурочка" (1922), "На бойком
месте" (1934), "На всякого мудреца довольно простоты" (1935), "Волки и
овцы" (1944); "Горе от ума" Грибоедова (1938) и др. Гос. пр. СССР (1943).
Награждён 2 орденами Ленина, а также медалями.

1. П. М. Садовский (старший) в роли
Любима Торцова ("Бедность не порок" А. Н. Островского). 2. М. П. Садовский
в ролп Подхалюзина ("Свои люди - сочтёмся" А. Н. Островского). 3. О. О.
Садовская в роли Красавиной ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай"
А. Н. Островского). 4. П. М. Садовский в роли Кошкина ("Любовь Яровая"
К. А. Трегенёва.



В Малом театре играют (1975): сын Прова
Михайловича С. Пров Провович С. (р. 1926) и племянник Прова Михайловича-засл.
арт. РСФСР (1949) Михаил Михайлов ич С. (р. 1909).


Лит.: Коропчевскнй Д., Пров Михайлович
Садовский. Из "Воспоминаний о Московском театре", "Ежегодник императорских
театров". Сезон 1894 -1895 гг., Приложения, кн. 2, СПБ, 1896, с. 13-59;
Эфрос Н. Е., Пров Садовский. (Опыт характеристики), П., 1920; К а р а -
М у р з а С. Г.. Малый театр. 1891 - 1921, М., 1924, с. 51 - 64, 168-81;
Островский А. Н., Дневники и письма, М.- Л., 1937; Семья Садовских. Сб.,
под ред. Вл. Филиппова. М.-Л., 1939; Д у р ы л и н С. Н.. П. М. Садовский.
М., 1950; К л и н ч и н А. П., К л и н ч и н П. М.. Пров Михайлович Садовский,
М., 1968.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я