САЛОН
название периодических выставок
совр. иск-ва во Франции. Офиц. выставки совр. иск-ва организовывались в
Париже с 17 в.; с 1699 они размещались в Лувре, сначала в Большой
гал., а с 1737 по 1848 - в т. н. Квадратном салоне (Salon carre), откуда
и происходит название "С."; затем офиц. С. устраивались в Большом дворце
Елисейских полей. С сер. 18 в. С. приобрели регулярный характер, а в кон.
18 в. и с 1863 проводились ежегодно. До Великой франц. революции в С. участвовали
лишь члены Королевской академии живописи и скульптуры. Революция открыла
доступ в С. всем художникам. Однако жюри С. начиная с периода империи Наполеона
I (1804-15) систематически поддерживало рутинное академич. иск-во, часто
рассчитанное на обывательские вкусы (т. н. салонное искусство). Произв.
прогрессивных мастеров нередко отвергались жюри; тем не менее ряд из них
всё же проникал в С., превращая мн. С. (1819, 1824, 1831, 1850 и др.) в
арену борьбы передового и офиц.-академич. направлений. На политику жюри
художники часто отвечали устройством самостоят, выставок (напр., "Реализм"
- выставка Г. Курбе, 1855, "Салон отверженных"- выставка будущих импрессионистов,
1863). В 1881 С. перестали быть гос. мероприятием и перешли в ведение Об-ва
франц. художников, устраивающего с тех пор ежегодно "Весенний салон".
Критич. обзоры С., писавшиеся с 18 в. мн.
критиками, писателями,философами (Д. Дидро, Стендаль, Г. Гейне, Т. Готье,
Э. Золя и др.), обычно также носили сокращённое название "С.".
В кон. 19 - нач. 20 вв. возникают новые,
авангардистские С.- "Салон независимых", "Осенний салон", "Салон Тюи-льри"
и др. По аналогии с франц. С. подобное название получают и выставки в других
странах (напр., "Салон ,,Золотого руна"" в России, 1908, 1909- 1910).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я