САЛОННОЕ ИСКУССТВО
синоним бессодержательности,
банальности и внешней красивости в искусстве. Термин "С. и." (чаще всего
употребляемый по отношению к изобразительному искусству, реже - к др. пластич.
иск-вам, а также к лит-ре и музыке) получил распространение со 2-й пол.
19 в. и первоначально означал тип иск-ва, к-рый поддерживался жюри парижского
Салона,
находил
одобрение со стороны властей и признание у бурж. публики. Позднее, вобрав
иные негативные оттенки слова "салон", термин стал нарицательным обозначением
всего того в иск-ве, что рассчитано на обывательские вкусы и является спекулятивной
репликой подлинных художеств, ценностей. Возникнув в эпоху укрепления капитализма
в большинстве стран мира, расширения круга "потребителей" иск-ва, С. и.
всегда стремится соответствовать представлениям обывателя о прекрасном,
льстя ему идеализацией образов или дразня его искусственной, часто жеманной
экзальтацией чувств, привлекая "достоверностью" воспроизведения натуры,
либо, напротив, манерно деформируя предметный мир ради модных поветрий,
со временем признаваемых обывателем эталоном вкуса. Вместе с тем С. и.
стремится и направлять, формировать художеств, вкусы широкой публики, навязать
массовому зрителю некий общедоступный образец, а вернее суррогат иск-ва.
С развитием средств массовой коммуникации, расширением возможностей многократного
репродуцирования, тиражирования произв. С. и. оно всё более стандартизируется,
становясь в итоге составной частью "массовой культуры".
Непременные внешние признаки С. и.- эклектизм
творч. метода и формальных приёмов, нарочитые, "интригующие" эффекты, стилистич.
непостоянство исполнителей при их обязательной проф. мастеровитости - выводят
это понятие за пределы к.-л. эпохи, к.-л. стиля или направления. Родившись
на почве академизма (сочетавшего поздние упадочные тенденции классицизма
и
романтизма),
получив
питательную среду в натурализме и часто смыкаясь с ним, С. и. даёт
вульгарную и в то же время претендующую на изысканность версию любого из
последующих направлений в изобразит, иск-ве.
В. А. Калмыков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я