САЛТЫКОВ
Михаил Евграфович, Салтыков-
Щедрин (наст. фам.- Салтыков; псевд. Н. Щедрин) [15(27). 1.1826, с. Спас-Угол,
ныне Калязинский р-н Калининской обл.,-28.4(10.5). 1889, Петербург], русский
писатель. Отец - из старинного дворянского рода, мать - из семьи богатого
моск. купца. Детские годы С. прошли в усадьбе отца, в обстановке крепостнич.
быта, описанного им впоследствии в "Пошехонской старине". Воспитывался
в моск. Дворянском ин-те (1836-38) и Александровском (б. Царскосельском)
лицее (1838-44). Здесь начал писать и печатать стихи. По окончании лицея
служил в канцелярии Воен. министерства (1844-48). В 40-х гг. сблизился
с передовым кружком петерб. молодёжи - петрашевцами, пережил увлечение
утопич. социализмом Ш. Фурье и Сен-Симона.
Первые повести С. "Противоречия" (1847)
и "Запутанное дело" (1848), исполненные острой социальной проблематики
и написанные в духе "натуральной школы", вызвали недовольство властей:
в апр. 1848 С. был арестован, а затем выслан на службу в Вятку за "...вредный
образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже
всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие"
(слова Николая I о повестях С.- цит. по кн.: М а к а ш и н С., Салтыков-Щедрин.
Биография, т. 1, 1951, с. 293). В Вятке С. был назначен старшим чиновником
особых поручений при губернаторе, с 1850 - советником губ. правления. Из
многочисл. служебных разъездов по Вятской и смежным губерниям С. вынес
богатый запас наблюдений над крест, жизнью и провинциальным чиновным миром.
Смерть Николая I и новый правительств, курс после поражения в Крымской
войне 1853-56 принесли С. в кон. 1855 свободу. Вернувшись в Петербург в
обстановке наступившего обществ, подъёма, он сразу же возобновляет лит.
работу, прерванную почти восьмилетним "вятским пленом". В программной статье
"Стихотворения Кольцова" (1856) С. декларирует требования к писателям:
возвышать обществ.-практич. роль лит-ры, заниматься "исследованием" современности,
социальных вопросов и прежде всего коренных нужд нар. жизни. Статья была
запрещена цензурой, но заявленную в ней программу С. художественно воплощает
в "Губернских очерках" (1856-57), изданных от имени "надворного советника
Н. Щедрина" (псевдоним, почти заменивший в сознании современников подлинное
имя автора). Рус. жизнь последних лет крепостного строя отразилась в первой
книге С. необычайно широко и остроконтрастно: резко отрицательно по отношению
к крепостничеству, чиновной администрации; скептически - к "талантливым
натурам" ("лишним людям") из дворянско-помещичьей интеллигенции; с любовью
и надеждой - к нар. крест, миру. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов
высоко оценили "дух правды" этого произведения, сильного в изображении
социальной среды и социальной психологии. Очерки имели огромный успех и
сразу создали автору громкое писательское имя.
М. Е. Салтыков.
Однако в это время С. ещё не решался оставить
гос. службу. К тому же он полагал тогда, - что само пр-во, заявившее о
новом либеральном курсе, способно осуществить далеко идущие прогрессивные
преобразования, и хотел участвовать в них непосредственно. В 1856-58 он
служит чиновником особых поручений в Мин-ве внутр. дел, участвует в подготовке
крест, реформы. В 1858-62 С.- вице-губернатор в Рязани, затем в Твери.
Как администратор (крепостники прозвали его "Вице-Робеспьером") С. возбудил
десятки судебных преследований против помещиков-преступников, удалил со
службы мн. взяточников и воров. В нач. 1862, вероятно, по негласному предложению
властей, С. вышел "по болезни" в отставку. Жизнь и служба в провинции дали
ему много материала для творчества. Вместе с тем нахождение на высоких
постах губ. администрации развеяло либерально-просветительские иллюзии
С., веру в возможность прогрессивного "общественного служения" на поприще
гос. службы.
В годы вице-губернаторства С. продолжал
печатать (с 1860 преим. в "Современнике") рассказы, очерки, пьесы,
сцены. Нек-рые из них примыкали к "Губернским очеркам", образуя вместе
с ними "крутогорский цикл", другие предназначались для начатых, но распавшихся
циклов - об "умирающих" и "глуповцах". Оба цикла объединялись мыслью об
историч. обречённости самодержавно-крепостнического строя. Большинство
этих очерков и сцен вошло в книги "Невинные рассказы" и "Сатиры в прозе"
(обе - 1863). Уйдя со службы, С. предпринял попытку издания своего журн.
"Русская правда", задуманного для объединения "всех сил прогресса", но
пр-во не разрешило этого. После ареста Чернышевского и 8-месячной приостановки
"Современника" С. вошёл (по приглашению Н. А. Некрасова) в редакцию этого
журнала, где вёл большую писательскую и редакторскую работу. Его ежемесячные
обозрения "Наша общественная жизнь" остались выдающимся памятником рус.
публицистики и лит. критики 60-х гг. В 1864 в ходе полемики с журн. "Русское
слово" и "почвенническими" журналами бр. Достоевских "Время" и
"Эпоха"
С. оказался в известной изоляции внутри руководства "Современника"
и вышел из его редакции (не прекращая тем не менее принципиально авторского
сотрудничества) и возратился на гос. службу. Однако традиции "Современника",
традиции Чернышевского и Добролюбова С. чтил до конца своих дней.
В 1865-68 С. возглавил Казённые палаты
в Пензе, Туле, Рязани. Наблюдения, вынесенные из этой последней службы,
легли в основу "Писем из провинции" и отчасти "Признаков времени" (оба
- 1869) - широких художеств.-публицистич. картин первого десятилетия пореформенной
России.
В 1868 повелением царя С. был уволен в
окончат, отставку с запрещением занимать к.-л. должность на гос. службе.
Тогда же он принял приглашение Некрасова стать участником обновлённого
журн. "Отечественные записки", призванного заменить закрытый в 1866
"Современник". Шестнадцать лет работы С. в "Отечественных записках", ставших
главной лит. трибуной рус. демократии 70- 80-х гг., образуют центр, главу
в биографии писателя. После смерти Некрасова С. возглавил редакцию журнала.
70-80-е гг.- время высших творч. достижений
С. Он пишет "Историю одного города" (1869-70) - горькую и гневную книгу,
раскрывшую нац. самосознанию "трагическую истину русской жизни", книгу,
подготовленную циклами очерков о "Глупове" и "глуповцах" (1861-62) и "Помпадурами
и помпадуршами" (1863-74). Затем следуют "Господа ташкентцы" (1869-72)
и "Дневник провинциала в Петербурге" (1872), воссоздающие "господство хищничества"
периода российского грюндерства; "Благонамеренные речи" (1872-76) и "Убежище
Монрепо" (1878-79) - классич. картины рождения капиталистич. России, прихода
Колупаевых и Разуваевых; "Господа Головлёвы" (1875-80) - одна из величайших,
но и самых мрачных книг рус. лит-ры; цикл "В среде умеренности и аккуратности"
("Господа Молчалины", 1874-80), где дана глубокая трактовка в новых историч.
условиях "молчалинства", как одной из социально-психологич. язв рус. быта.
"Сказки для детей изрядного возраста".
Литографированное нелегальное издание 1884.
В 1875-76 С. лечился за границей. Впоследствии
он ездил туда в 1880, 1881, 1883 и 1885. Реакционно-бурж. Европу он изобразил
в кн. "За рубежом" (1880- 1881). В 80-е гг. сила сугубо критич. иск-ва
С. достигла вершины в обличении политич. реакции. Борьбе с ней поев, неистовая
в своём сарказме "Современная идиллия" (1877-81), "Письма к тётеньке" (1881-82),
"Пошехонские рассказы" (1883-84). В 1884 пр-во запретило изд. "Отечественных
записок". Закрытие журнала С. пережил тяжело. Он вынужден был печататься
в чуждых ему по направлению органах либералов - в журн. "Вестник Европы"
и газ. "Русские ведомости". Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь,
С. создал в последние годы такие шедевры, как "Сказки" (1882-86), в к-рых
сжато отражены почти все гл. темы его творчества; исполненные глубокого
филос. историзма "Мелочи жизни" (1886-87) и, наконец, широкое эпич. полотно
крепостной России - "Пошехонскую старину" (1887- 1889).
Органчик ("История одного города").
Илл. Кукрынпксов. 1937.
Творчество С., проникнутое духом освободит,
и социалистич. идей, демократизма и открытой борьбы с самодержавно-крепостнич.
помещичье-бурж. строем, имело важное значение для рус. общества, способствовало
воспитанию политич. сознания и гражд. протеста, обогатило рус. лит-ру произведениями
высокой художеств, и публицистич. ценности. Связанное преемственно-исторически
с традициями передовой рус. лит-ры (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н.
В. Гоголь, А. И. Герцен), а также с традициями великих сатириков Возрождения
и Просвещения (Ф. Рабле, М. Сервантес, Дж. Свифт), творчество С. вместе
с тем стало новым, глубоко оригинальным явлением иск-ва рус. критического
реализма.
Гл.
особенности творч. метода С.-художеств, "исследование" не индивидуально-личной,
но обществ, сферы человека, сращённость эстетич. системы писателя с прямыми
суждениями и оценками, исполненными демократич. протеста и открытой пропаганды
новых отношений человека к миру - отношений социальной правды и справедливости.
К особенностям сатирич. поэтики С. принадлежат: эзоповский язык, т. е.
совокупность семантических, синтаксических и др. приёмов, придающих художеств,
элементам двузначность, когда за прямым смыслом таится второй план; иск-во
гротеска и интегрированные или собират. образы как средство типизации ("иванушки",
"глуповцы", "пёстрые люди" и др.). Вместе с тем художник-реалист в полной
мере обладал методом психологического анализа, искусством создавать правдивые
образы, мир живых людей ("Иудушка", "Дерунов", галерея рабов в "Пошехонской
старине" и др.). К щедринским образам часто обращался в своей публицистике
В. И. Ленин. Традиции С. нашли продолжение в творчестве А. П. Чехова (темы
"пёстрых людей" и "мелочей жизни") и М. Горького (ранние фельетоны, "Сказки",
"Жизнь Клима Самгина"). Нек-рые произв. С. инсценированы для театра и поставлены
в кино (фильм "Иудушка Головлёв", 1934).
В г. Кирове открыт мемориальный музей (1968)
в доме, где писатель жил в годы вятской ссылки.
Соч.: Полное собр. соч. и писем, т. 1 -
20, М.- Л., 1933-41; Собр. соч. и писем в 20 тт., т. 1 - 17 - , М., 1965-75
(издание продолжается ).
Лит: Д е н и с ю к Н., Критическая
литература о произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, в. 1 - 5, М., 1905;
М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. [Вступ. ст. и прим. М. С. Горячкиной],
М., 1959; М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. [Предисл.
и коммент. С. А. Макашина], М., 1957; Эльсберг Я. Е., Стиль Щедрина, М.,
1940; М а к а ш и н С. А., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 2 изд., М.,
1951; его же, Салтыков-Щедрин на рубеже 1850 - 1860 годов, М., 1972; К
и р п о т и н В. Я., Философские н эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина,
М., 1957; Покусаев Е. И., Революционная сатира Салтыкова-Щедрина, М., 1963;
Яковлев Н. В., "Пошехонская старина" М. Е. Салтыкова-Щедрина, М., 1958;
Жук А., Сатирический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина "Современная идиллия",
Саратов, 1958; Бушмин А. С., Сатира Салтыкова-Щедрина, М.- Л., 1959; его
же, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л., 1970; Прозоров В., О художественном мышлении
писателя-сатирика, Саратов, 1965; Т у р к о в А., Салтыков-Щедрин, 2 изд.,
М., 1965; Мысляков В, Искусство сатирического повествования, Саратов, 1966;
Николаев Д. Н., "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, в кн.:
Три шедевра русской классики, М., 1971; Добровольский Л. М., Лавров В.
М., М. Е. Салтыков-Щедрин в печати, Л., 1949; Добровольский Л. М., Библиография
литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1848-1917, М.- Л., 1961; Библиография
литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1918 - 1965. Сост. В. Н. Баскаков,
М. - Л., 1966. С. А. Макашин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я