САМАРИН
Юрий Фёдорович [21.4(3.5).
1819, Петербург, -19(31).3.1876, Берлин], русский общественный деятель,
мыслитель, историк,' публицист, один из крупнейших славянофилов. Из родовитой
дворянской семьи. Окончил Моск. ун-т (1838); магистерская дисс. "Стефан
Яворский и Феофан Прокопович" (1844). В 1844-52 на гос. службе, гл. обр.
в Прибалтике. С 1853 занимался лит.-публицистич. деятельностью, работал
в гор. и сословных организациях. Активно участвовал в подготовке и проведении
крестьянской реформы 1861, был членом редакционных комиссий.
Вначале был гегельянцем. Под воздействием
К. С. Аксакова и А. С. Хомякова в нач. 40-х годов С. примкнул
к славянофильству. Исходя из православия как особого культурного начала,
положенного в основу историч. жизни рус. народа, С. развивает мысль о трёх
периодах нац. жизни ("исключительной национальности", "подражания" и "разумной
народности"). Разделяя концепцию "цельного знания" Хомякова, противопоставляя
"тирании рассудка" свободу "нравственного вдохновения", С. считал, что
только в народе сохраняется "дух в его живой цельности". Повседневная политич.
жизнь представляется ему борьбой нар. быта с "бездарною, отвлеченною цивилизацией".
Политич. доктрина С. основана на признании только двух сил - самодержавия
и сельской общины, к-рые он неразрывно связывал, причём дворянству С. не
придавал особого значения как "нелепой среде", к-рая по"недостатку народного
корня"лишена к.-л. творческой силы. Критикуя материализм, С. утверждал,
что он "вовсе не вытекает из естеств. наук".
Осн. историч. сочинения С. посвящены социально-экономич.
и нац. отношениям в Прибалтике, отмене крепостного права в Пруссии, истории
иезуитов. В записке "О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской
свободе " (1856) С. указывал на крепостное право как на причину социально-экономич.
отсталости России и, в частности, как на причину неудачи в Крымской войне
1853-56. Из лит.-эстетич. наследия С. выделяется статья "О мнениях „Современника"
исторических и литературных" (1847), высказывания о творчестве М. Ю. Лермонтова
и Н. В. Гоголя.
Соч.: Соч., т. 1-10, 12, М., 1877-1911;
Переписка с баронессою Э. Ф. Раден 1861- 1876, М., 1893; Переписка с А.
И. Герценым, "Русь", 1883, № 1 - 2.
Лит.: КолубовскийЯ. Н., Материалы
для истории философии в России, "Вопросы философии и психологии", 1891,
№2; Введенский С. Н., Основные черты философских воззрений Ю. Ф. Самарина,
Каз., 1899; Гершензон М. О., Исторические записки, М., 1910; Н о л ь-д
е Б. Э., Ю. Ф. Самарин и его время, Париж, 1926; Ефимова М. Т., Ю.Самарин
в его отношении к Лермонтову, в кн.: Пушкинский сборник, Псков, 1968; её
же, Ю. Самарин о Гоголе, в кн.: Пушкин и его современники, Псков, 1970;
История философии в СССР, т. 2, М., 1970; Hucke G., J. F. Samarin: seine
geistesgeschichtliche Position und politische Bedeutung, Munch., 1970.
М.
Т. Палиевский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я