САМОВОСПИТАНИЕ
систематич. деятельность
человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических,
эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым
социально обусловленным идеалом.
Содержание С. всегда зависит от общественно-историч.
условий, в к-рых живёт и развивается индивид. Его требования к самому себе
и качества, к-рые он стремится сформировать, определяются условиями жизни,
обусловливая идейные основы, идеалы С., а также средства их достижения.
"...Моё собственное бытие,-писал К. Маркс,- есть общественная деятельность;
а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества,
сознавая себя как общественное существо" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних
произведений, 1956, с. 590).
В антагонистич. обществе цели С. и условия
их осуществления различны для разных классов. В социалистич. обществе его
общие цели - строительство коммунизма и обеспечение всестороннего развития
всех индивидов - определяют и цели С. каждого сознательного гражданина.
С.- составная часть коммунистического воспитания и всего процесса
духовного развития людей. В общественной, трудовой и учебной деятельности,
когда достигнут определённый уровень сознания и самопознания, у человека
возникает способность к самоанализу, самонаблюдению и самооценке, умение
разобраться в поступках других людей, осознаётся необходимость соответствия
личных качеств своего поведения требованиям социалистич. общества, коммунистич.
морали.
Уже в подростковом возрасте происходит
знакомство с такими формами и методами С., как самокритика, самоубеждение,
самовнушение, самообязательство, эмоционально-мысленный перенос в положение
другого человека и др. В юношеском возрасте крепнет связь С. с самообразованием,
деятельным
стремлением к нравственному и физич. самоусовершенствованию. Сознательное
преодоление препятствий на пути к благородным целям, соревнование с другими
индивидами в достижении таких целей, непримиримость к собственным недостаткам,
систематич. критич. проверка своего поведения - всё это способствует формированию
правильных взглядов на действительность, закаляет волю, повышает сознательность
граждан социалистич. общества.
Формирование качеств личности путём С.
происходит в семье, в учебном, производственном коллективах. Требования
коллектива, желание заслужить положительную оценку своих поступков, стремление
поднять авторитет среди товарищей - важные побудительные мотивы С. Социалистич.
общество предъявляет к каждому гражданину высокие требования и непрерывно
расширяет возможности С. Результат С. проверяется практикой жизни, той
ролью, к-рую оно играет в совершенствовании личности и коллектива в соответствии
с требованиями коммунистич. нравственности. В условиях развитого социалистич.
общества всё теснее, гармоничнее сочетаются общественные требования и стремления
личности к С. на основе коммунистич. идеалов.
С. М. Ковалёв.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я