"САМОЗАРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТОВ ТЕОРИЯ"
антропологическая,
или этнографическая теория, направление в фольклористике, возникшее
в Англии в 60-е гг. 19 в., распространённое в мировой науке до нач. 20
в. Основоположники "С. с. т."- Э. Б. Тайлор и А. Ланг, крупнейшие
представители: Э. С. Хартленд, Дж. Дж. Фрейзер, А. Б. и Л. Б. Гомм,
Р. Р. Маретт (Англия), В. Манхардт, Г. Узенер, Э. Роде, А. Дитерих (Германия),
С. Рейнак, Э. Дюркгейм (Франция), Ф. Боас (США) и др. (нек-рые
из этих учёных отошли впоследствии от "С. с. т." и стали основоположниками
др. школ: Дюркгейм - социологической, Боас -диффузионизма). В России
"С. с. т." оказала воздействие на Н. Ф. Сумцова, А. И. Кирпичникова и др.,
особенно - на А. Н. Веселовского, вместе с тем критически воспринявшего
нек-рые её положения.
Сходные явления в мифологии и фольклоре
разных народов и рас (типы, мотивы, сюжеты) "С. с. т." объясняла общностью
психич. законов и закономерностей духовного творчества для всего человечества.
Эту общность она выводила из "тождественности человеческой природы" (Тайлор),
т. е. лишь из антропологич. сущности человека; ряд её представителей
принимали во внимание также сходство условий быта разных народов и племён,
вследствие чего она иногда формулировалась как "теория бытового психологического
самозарождения" (Веселовский); однако далее признания "бытовых основ" фольклора
они не шли. Знаменуя развитие фольклористики по сравнению с предшествующими
ей теориями (мифологической школой, миграционной теорией), "С. с.
т." ещё не давала научно-материалистич. объяснения генезису и развитию
сходных явлений в фольклоре, обусловленных прежде всего сходством и общностью
обществ, отношений (см. Сравнительно-историческое литературоведение).
"С.
с. т." ввела в фольклористику понятие "пережитков" (survivals), обозначив
им элементы "первобытной культуры" (бытовые и религ. отношения, суеверия
и т. п.), унаследованные "цивилизованными" нациями и сохранившиеся в совр.
культуре. Нек-рые её представители (А. "Ланг) сводили к "пережиткам" сущность
фольклора, что зачастую вело к его архаизации. В понимании истории фольклора
сторонники "С. с. т." были эволюционистами. Богатство вводимых в науку
фактов, широта сопоставлений, науч. критика источников и объективность
выводов, характерные для мн. трудов представителей "С. с. т.", позволяют
считать её одним из высших достижений домарксистской фольклористики и сохраняют
значение для современной науки.
А. Ф. Самойлов.
Ф. Н. Самойлов.
К. Н. Самойлова.
"С. с. т." представляет также интерес для
историков мифологии и религии (разработанные гипотезы об анимизме, тотемизме,
магии и пр.).
Ряд сов. учёных считает понятие "С. с.
т." неправомочным в качестве названия целого направления или школы; оно
допустимо лишь для условного обозначения точки зрения (установки) учёных
самых различных школ, к-рая противопоставляет миграционной теории самостоят,
зарождение сходных сюжетов у разных народов. В частности, такую точку зрения
впервые обстоятельно обосновала англ. антропологическая школа (Тайлор,
Ланг и др.), хотя и для неё она остаётся лишь одним из моментов (аспектов)
многогранного учения.
Лит.: Веселовский А. Н., Собр. соч.,
т. 16, М.- Л., 1938, с. 212 - 30; его ж е, Историческая поэтика, Л., 1940,
с. 512- 515; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2, М.,
1963; Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М.,
I960; Lоwie R. Н., The history of ethnological theory, L., 1937. В.Е.Гусев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я