САМООБРАЗОВАНИЕ
самостоятельное
образование, приобретение систематич. знаний в какой-либо области науки,
техники, культуры, политич. жизни и т. п., предполагающее непосредственный
личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью
изучения материала. Вместе с тем С.- средство самовоспитания, поскольку
способствует выработке целеустремлённости, настбйчивости в достижении цели,
внутренней организованности, трудолюбия и др. моральных качеств. В широком
смысле под С. понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоят,
работой занимающегося над изучаемым материалом. Осн. форма С.- изучение
научной, научно-популярной, учебной, художеств, и др. лит-ры, прессы. С.
предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогат.
средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, фоно-записей; консультации
специалистов; просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач; посещение
музеев, выставок, галерей; различные виды практич. деятельности - опыты,
эксперименты, моделирование и т. п.
С. получило широкое распространение в эпоху
капитализма гл. обр. среди трудящихся, ограниченных в возможностях культурного
роста, и имело целью получение квалификации или повышение образоват. уровня
для практич. применения и улучшения условий жизни, что, конечно, не исключало
личных склонностей к той или иной области С.
В дореволюц. России С. было важной формой
приобретения знаний рабочими и крестьянами, поскольку социальное и национальное
угнетение, а также существовавшая система народного просвещения допускали
возможность приобретения знаний большинством народа лишь в объёме начальной
школы. Стремление трудящихся к образованию, во многом стимулировавшееся
технич. прогрессом, получило с 60-х гг. 19 в. активную поддержку передовой
интеллигенции. Мн. крупные деятели науки, лит-ры, искусства, обществ, орг-ции
помогали С. трудящихся: создавали народные библиотеки, читальни,
народные
дома. В 1863-64 в Петербурге издавался уч.-лит. журн. "Самообразование";
в 1893 в Москве была создана комиссия по орг-ции домашнего чтения при уч.
отделе Об-ва распространения технич. знаний, к-рая разработала спец. программы
по мн. предметам, изучавшимся в ун-тах, выпускала "Библиотеку для С.",
проводила
письм. консультации; облегчённые программы для широкого круга занимающихся
С. выпускал Отдел для содействия С. в Петербурге (с 1894). Значит, роль
в С. играли различные обществ, курсы и ун-ты для народа (см., напр., Шанявского
университет). Однако широкого размаха в то время С. достигнуть не могло,
т. к. этого не допускал господствовавший в России социальный строй.
Особое место занимало политич. С. передовых
рабочих, принявшее в кон. 19 в. более высокую сравнительно с индивидуальными
занятиями форму кружков, в к-рых изучались основы марксизма, актуальные
политич. и экономич. вопросы. Кружками, как правило, руководили подготовленные
революц. пропагандисты, гл. обр. социал-демократы. Во мн, случаях для политич.
С. использовались занятия рабочих в воскресных школах. Со времени создания
В. И. Лениным "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" кружки служили
постоянным источником пополнения рядов РСДРП пролетариями, достигавшими
значит, уровня политич. сознательности и общеобразоват. знаний.
После Окт. революции 1917 С. стало одним
из важных путей осуществления культурной революции и получило всестороннюю
поддержку Коммунистич. партии, гос-ва и массовых обществ, орг-ции (профсоюзы,
комсомол, добровольные об-ва, творч. союзы и т. п.). Принципиально новыми,
характерными для социалистич. общества чертами С. являются: сближение обществ,
и личных интересов в направлении и целях С., обеспечивающее его связь с
жизнью, социально-экономич., политич. и культурными задачами, стоящими
перед обществом; направленность на всестороннее развитие личности, раскрытие
способностей человека, реализацию его духовных интересов. Это обусловливает
существование двух видов С.: непосредственно общественно полезного и опосредованного
специфически личными интересами; практически оба вида С., как правило,
находятся в единстве. Система С. изменяется и совершенствуется, отражая
прогресс экономики, науки и культуры, рост уровня образования и необходимость
непрерывного пополнения знаний. В 20-е - нач. 30-х гг. в связи с острым
недостатком пед. кадров значительное распространение получили рабфаки и
университеты "на дому".
В развитом социалистич. обществе С. направлено
гл. обр. на самостоятельное углубление и расширение знаний, полученных
в учебных заведениях, где учащиеся овладевают навыками самостоятельной
работы, необходимыми для С. Ведущими в системе С. становятся различные
формы политического самообразования и организованной добровольной учёбы
в народных университетах, на различных курсах, в науч. кружках,
обществах и пр. Повышению организованности и систематичности С. способствует
деятельность организаций об-ва "Знание", разнообразных лекториев
(особенно комсомольско-молодёжных), сеть массовых библиотек, многочисл.
научно-популярные, научные и специальные издания в помощь С., а также радиовещание
и
телевидение.
Лит.: Ленин В. И., О воспитании
и образовании. Статьи и речи, М., 1968; Крупская Н. К., О самообразовании.
Сборник, М., 1960; Р у б а к и н Н. Д., Как заниматься самообразованием,
М., 1962; Ковынев Н., Работа с книгой, М., 1961.
Г. В. Антонов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я