САНД

САНД (Sand) Жорж (псевд.; наст,
имя и фам. Аврора Дюпен, Dupin; по мужу - Дюдеван (Dudevant) (1.7.1804,
Париж,-8.6.1876, Ноан, деп. Эндр), французская писательница. Училась в
англ, католич. монастыре в Париже. В 1831, порвав с мужем, совм. с писателем
Жюлем Сандо опубл. роман "Роз и Бланш". Формирование С.-писательницы происходило
в атмосфере обществ, подъёма, вызванного Июльской революцией 1830. Её первый
самостоят, роман "Индиана", подписанный псевд. Жорж Санд, опубл. в 1832;
т. н. "женский вопрос" перерастал у неё в проблему свободы человека. Романы
"Валентина" (1832), "Лелия" (1833), "Жак" (1834), пронизанные бунтарским
индивидуализмом, поставили С. в ряды демократии, романтиков. С сер. 30-х
гг. С. увлекалась идеями сенсимонистов, христ. социализмом П. Леру,
взглядами
левых республиканцев. С. сталкивает своих героев с идеалами утопических
социалистов. В романе "Мопра" (1837) прозвучало осуждение романтич. бунтарства;
в "Орасе" (1841-42) - развенчание индивидуализма. Положит, героев С. находит
в народе, среди тружеников: столяр Пьер Гюгенен ("Странствующий подмастерье",
1840), мельник Луи ("Мельник из Анжибо", 1845), плотник Жаплу ("Грех господина
Антуана", 1845). Вера в творческие возможности простых людей, пафос нац.-освободит.
борьбы, мечта об иск-ве, служащем народу, пронизывает лучший роман С. -
"Консуэло" (1842-43). С. сочувственно рассказывает здесь о гуситском
революционном движении.


Ж. Санд. "Консуэло". Илл. В. Бехтеепа.
1936.



40-е гг.- время наивысшего подъёма лит.
и обществ, деятельности С., она участвовала в изд. социально-утопич., антиклерик.,
леворесп. журналов и газет. С. активно поддерживала рабочих поэтов, пропагандировала
их творчество ("Диалоги о поэзии пролетариев", 1842). В романах 40-х гг.
создана галерея резко отрицат. образов буржуа-накопителей (Бриколен - "Мельник
из Анжибо", Кардонне - "Грех господина Антуана"). С. идеализировала в романах-идиллиях
патриархальные деревенские нравы: "Чёртова лужа" (1846), "Франсуа-найдёныш"
(1847-48), "Маленькая Фадетта" (1848-49).


С. принимала участие в Февр. революции
1848, была близка к радикальным кругам левых республиканцев (А. Барбес
и
др.), редактировала "Бюллетень де ла репюблик" ("Bulletins de la republique").
Июнь 1848 разбил её утопич. иллюзии. Она отошла от обществ, деятельности,
писала романы в духе ранних романтич. произв.: "Снеговик" (1858), "Жан
де ля Рош" (1859) и др., многотомную "Историю моей жизни" (1854-55).


С 40-х гг. 19 в. С. была популярна в России.
Ею восхищались И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, В. Г.
Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, видели в ней союзницу в борьбе
за освобождение человека.


Соч.: CEuvres, nouv. ed., t. 1 - 16, P.,
1848-49; CEuvres choisies, P., 1937; Correspondance, t. 1 - 10, P., [1964
- 73]; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1-18, СПБ, 1896-99; Избр. соч., т. 1
- 2, М., 1950; Собр. соч., т. 1-9, Л., 1971-74.


Лит.: Белинский В. Г., Поли. собр.
соч., т. 1 - 13, М., 1959 (см. указатель); Каренин В., Жорж Санд, ее жизнь
и произведения, т. 1 - 2, СПБ - П., 1899 - 1916; Скафтымов А., Чернышевский
и Жорж Санд, в его кн.: Статьи о русской литературе, [Саратов, 1958]; Моруа
А., Жорж Санд, 2 изд., М., 1968; Реизов Б., Жорж Санд и крестьянско-плебейская
революция в Чехии, в его кн.: Из истории европейских литератур, [Л.], 1970;
Larnа с J., G. Sand revolutionnaire, P., [1948]; Blanc A., Notre amie G.
Sand, P., 1950; "Europe", 1954, № 102-103 (спец. номер); Т h о m a s G.,
G. Sand, P., [1959]; Salomon P., G. Sand, P., [1962]; Edwards S., G. Sand,
N. Y., [1972].

И. А. Лилеева.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я