САРТР

САРТР (Sartre) Жан Поль (р. 21.6.1905,
Париж), французский писатель, философ и публицист. Сын мор. офицера. Окончив
в 1929 Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицеях. Во время
нем.-фаш. оккупации Франции (1940-44) сотрудничал в патриотич. печати Движения
Сопротивления. В 1945 основал журн. "Тан модерн" ("Les Temps modernes").
Развитие политико-идеологич. взглядов С., отмеченное резкими колебаниями
между либеральным демократизмом и леворадикальным экстремизмом, прослеживается
по 9 книгам его избранной публицистики ("Ситуации", 1947-72). В годы "холодной
войны"
тщетно искал для левой некоммунистич. интеллигенции Запада промежуточного
пути между двумя лагерями. В 1952 присоединился к Движению сторонников
мира, выступал против колониализма, расизма. Высказывался в поддержку социалистич.
стран, к-рые неоднократно посещал до 1968. Под влиянием студенч. выступлений
(см. Всеобщая забастовка 1968 во Франции) и др. событий этого года
принял сторону левацкого бунтарства (кн. "Бунт всегда прав", 1974). В 1964
за автобиография, повесть о детстве "Слова" (1964, рус. пер. 1966) С. была
присуждена Нобелевская пр., от к-рой он отказался, сославшись на пренебрежение
присуждающим её комитетом к заслугам революц. писателей 20 в.


Идеалистич. философия С. - одна из разновидностей
атеистич. экзистенциализма, сосредоточена на анализе человеческого
существования, как оно переживается, осмысляется самой личностью и развёртывается
в веренице её произвольных выборов, не предопределённых законосообразностью
бытия, к.-л. заведомо данной сущностью. Существование, отождествляемое
С. в кн. "Бытие и небытие" (1943) с обретающим опору лишь в себе самосознанием
личности,
постоянно сталкивается с другими, столь же самостийными существованиями
и со всем исторически сложившимся положением вещей, предстающим в виде
определённой ситуации; последняя, в ходе осуществления "свободного проекта",
подлежит как бы духовной "отмене", поскольку полагается несостоятельной,
подлежащей перестройке, а затем и изменению на деле. Отношения человека
и мира С. рассматривал не в единстве, а как полный разрыв между безнадёжно
затерянным во Вселенной и влачащим, однако, бремя метафизич. ответственности
за её судьбы мыслящим индивидом, с одной стороны, и природой и обществом,
к-рые выступают хаотичной, бесструктурно-рыхлой полосой "отчуждения",-
с другой. Все попытки С. преодолеть пропасть между одухотворённым человеком
и материальным миром дали (в кн. "Критика диалектического разума", 1960)
лишь простое сложение по-своему переработанного психоанализа, эмпирия,
социологии групп и культурной антропологии, выявив несостоятельность притязаний
С. на то, чтобы "надстроить" марксизм, признанный им самой плодотворной
философией 20 в., учением об отдельной личности.


В эссе по эстетике и историко-лит. работах
("Что такое литература?", 1947; "Бодлер", 1947; "Святой Жене, комедиант
и мученик", 1952; "Семейный дурачок", т. 1-3, 1971-72, и др.) С. отстаивает,
подчас не без вульгарно-сектантских перехлёстов, мысль о личной ответственности
писателя за всё происходящее в совр. истории (т. н. теория "ангажированности").
С.-писатель и в своей прозе (роман "Тошнота", 1938; сб. рассказов "Стена",
1939; незавершённая тетралогия "Дороги свободы", 1945-49), и в драматургии
("Мухи", 1943; "За запертой дверью", 1945; "Дьявол и господь бог", 1951;
"Затворники Альтоны", 1960, и др.) сопрягает умозрит. философичность с
физиологизмом бытовых зарисовок, миф и репортаж, изощрённую психологич.
аналитику и открытую публицистичность. От книги к книге у С. развёртываются
злоключения интеллигента в поисках свободы - перепутья и тупики, к-рые
выявляют тяготы её обретения, подлинное и ложное её наполнение, лёгкость
соскальзывания к анархич. своеволию и взаимоотношения с ответственностью
перед другими, разницу её индивидуалистических и нравственно-гражданских
истолкований. Творчество С. как вождя франц. экзистенциалистов оказало
влияние на духовную жизнь Франции и др. стран, получило отклик в философии
и политике, эстетике, лит-ре, драматургии, кино. Оно было неоднократно
подвергнуто критике со стороны марксистов.


Соч. в рус. пер.: Пьесы, М., 1967.


Лит.: Шкунаева И., Современная французская
литература, М., 1961; Е в н и н а Е., Современный французский роман 1940-1960,
М., 1962; Современный экзистенциализм, М., 1966; Кузнецов В. Н., Жан-Поль
Сартр и экзистенциализм, М., 1970; Стрельцова Г. Я., Критика экзистенциалистской
концепции диалектики (анализ философских взглядов Ж.-П. Сартра), М., 1974;
Murdoch I., Sartre, romantic rationalist L., 1953; J e a n s о n Fr.,
Sartre par lui-meme, P., 1967; его же, Sartre dans sa vie, P., 1974; Martin-Deslias
N., J.-P. Sartre ou la conscience ambigue, P., [1972]; Verstraeten P.,
Violence et ethique, [P.], 1972; С о n t a t M., Rybalka M., Les ecrits
de Sartre. Chronologie, bibliographie commentee, P., 1970. С. М. Великовский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я