САТИРА

САТИРА (лат. satira, от более раннего
satura - сатура, букв.- смесь, всякая всячина), вид комического:
беспощадное,
уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся
смехом, откровенным или подспудным, "редуцированным"; специфич. способ
художеств, воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто
превратное, несообразное, внутренне несостоятельное (содержательный аспект)
посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов (формальный аспект).


В отличие от прямого обличения, художеств.
С. как бы двусюжетна: комич. развитие событий на первом плане предопределяется
некими драматич. или тра-гич. коллизиями в "подтексте", в сфере подразумеваемого.
Двусюжетны и др. виды комического, используемые в сатирич. произв.: юмор
и
ирония; но для собственно С. характерна негативная окрашенность
обоих сюжетов - видимого и скрытого, тогда как юмор воспринимает их в позитивных
тонах, ирония - комбинация внешнего позитивного сюжета с внутренним негативным.


С.- насущное средство обществ, борьбы;
актуальное восприятие С. в этом качестве-переменная величина, зависимая
от историч., национальных и социальных обстоятельств. Но чем всена-роднее
и универсальнее идеал, во имя к-рого сатирик творит отрицающий смех, тем
"живучей" С., тем выше её способность к возрождению. Эстетич. "сверхзадача"
С.- возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном (добре, истине,
красоте), оскорбляемом низостью, глупостью, пороком. Провожая "в царство
теней все отжившее" (М. Е. Салтыков-Щедрин), духовно "пристыжая" и очищая
смеющегося, С. тем самым защищает положительное, подлинно живое. По классич.
определению Ф. Шиллера, впервые рассмотревшего С. как эстетич. категорию,
"...в сатире действительность как некое несовершенство противополагается
идеалу, как выошей реальности" ("О наивной и сентиментальной поэзии", см.
Статьи по эстетике, М.- Л., 1935, с. 344). Но идеал сатирика выражен через
"антиидеал", т. е. через вопиюще-смехотворное отсутствие его в предмете
обличения.


Бескомпромиссность суждений о предмете
осмеяния, откровенная тенденциозность - присущий именно С. способ выражения
авторской индивидуальности, стремящейся установить непереходимую границу
между собственным миром и предметом обличения, и "...силой субъективных
выдумок, молниеносных мыслей, поразительных способов трактовки разложить
все то, что хочет сделаться объективным и приобрести прочный образ действительности..."
(Гегель, Эстетика, т. 2, М., 1969, с. 312). Субъективная окрашенность С.
придаёт ей черты своеобразного негативного романтизма.


Отчётливо осознавшая себя в древнерим.
лит-ре в качестве обличительно-насмешливого жанра лирики, позже С., сохраняя
черты лиризма, утратила жанровую определённость, превратилась в подобие
лит. рода, определяющего специфику мн. жанров: басни, эпиграммы, бурлески,
памфлета, фельетона,
сатирич. романа.


Сатирик "моделирует" свой объект, создавая
образ, наделённый высокой степенью условности, достигаемой "направленным
искажением" реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения,
гиперболизации, гротеска. "Экспериментирующая" С. формирует произведение
на основе фанта-стич. допущения, позволяющего автору вести рационалистич.
исследование объекта. Персонаж здесь - как бы олицетворённое логич. понятие
(Органчик у Салтыкова-Щедрина), а сюжет - как бы система интеллектуальных
выкладок, переведённых на "художественный язык" ("Кандид" Вольтера, "Путешествия
Гулливера" Дж. Свифта). Распространённая фигура в рационалистич. С.- герой-обозреватель,
насмешливо "коллекционирующий" улики.


Иная разновидность - С., высмеивающая ущербную
личность, исследующая в психологич. плане природу зла ("Господа Головлевы"
Салтыкова-Щедрина, "Ярмарка тщеславия" У. Теккерея). Типизация здесь всецело
опирается на точность и "жизнеподобие" внешних и характерологич. деталей.


"Правдоподобное неправдоподобие" являет
собою пародийно-иронич. С., изобилующая мотивами "удвоения жизни": мистификациями,
игровыми и театрали-зов. ситуациями, элементами композиционной симметрии,
"двойничества". Она нередко смыкается с юмором (например, у Ч. Диккенса),
а также с др. разновидностями С.


Зарождение сатирич. образности в античности
относится ко времени, когда иск-во носило синкретич. характер, выкристаллизовываясь
из нар. игр и культовых действ. На фольклорной основе формируется сатировская
драма, древняя аттич. комедия и пародия на героич. эпос ("Война мышей
и лягушек");
позже появляется жанр, назв. впоследствии "менипповой
сатирой".
Как конкретный лит. жанр С. возникает в Др. Риме (обличения
Луцилия Гая, моралистич. сатиры Горация и гражданские - Ювенала). Осмеяние
нравов получает яркое выражение в романе-мениппее ("Сатирикон" Петрония,
"Золотой осёл" Апулея) и комедии (Плавт, Теренций). С подъёмом ср.-век.
городов связано развитие анекдота и фаблио, комич. животного
эпоса,
площадного фарса. Возрождению сопутствует сатирич. пересмотр
идеологич. норм средневековья (анонимная политич. С. во Франции - "Мениппова
сатира", 2-я часть "Похвалы Глупости" Эразма Роттердамского). Сатирич.
эпизоды присутствуют в вершинных произв. эпохи, воплотивших многоликую
стихию комического ("Декамерон" Дж. Боккаччо, "Гаргантюа и Пантагрюэль"
Ф. Рабле, "Дон Кихот" М. Сервантеса, комедии У. Шекспира); они способствуют
ниспровержению идей, враждебных гуманизму. Для классицизма характерна сатирическая
комедия строго очерченных типов (Мольер), а также стихотворные сатирич.
жанры (сатира, басня, максима, траве-стия). В 17-18 вв. набирает обличительную
силу комич. плутовской роман (особенно барочный - Ф. Кеведо-и-Вилье-гас,
X. Гриммельсхаузен и просветительский - А. Р. Лесаж, Т. Смоллетт). Социально-сатирич.
смех Мольера и исп. комедии развивали комедии П. Бомарше и Р. Б. Шеридана.
Идеологи Просвещения создали классич. образцы С., философски осмысливающие
губительное несовершенство существующего миропорядка (Д. Дидро, Вольтер,
Монтескье и особенно Дж. Свифт). Ярким выразителям романтической иронии
(Дж. Байрону, Э. Т. А. Гофману, Г. Гейне) свойственно восприятие жизни
как в универсально-юмористич. "ключе", так и в социально-сатирическом.
С развитием критич. реализма чистая С. убывает, проникая во все прозаич.
жанры (Ч. Диккенс, У. Теккерей). В конце 19-20 вв. С. совершенствуется
в творчестве М. Твена, А. Франса, Г. Уэллса, К. Чапека, Я. Гашека, Г. К.
Честертона, Б. Шоу, Г. Манна, Б. Брехта, к-рые обличают пороки совр., переживающей
кризис, цивилизации, сохраняя веру в объективный идеал. В отличие от их
С., С. модернизма, разрабатывая проблему "отчуждения" человека в
буржуазном и тоталитарном обществе, пронизана ощущением безысходности или
абсурда (Э. Ионеско). В последние полвека С. вторгается в научную фантастику
(О.
Хаксли, А. Азимов, К. Воннегут и др.).

"Древо российской свободы". Рис. Л.
Еврейнова. 1906.

Д ж. Свифт. "Гулливер в стране великанов".
Илл. Ж. Гранвилля.



На Востоке сатирич. обличение (социальной
несправедливости, власть имущих) присуще мн. фольклорным произв. далёкого
прошлого ("Тысяча и одна ночь", "Панчатантра", анекдоты о Насреддине, притча
разных народов). Издревле существует книжная сатира (Дандин, Бхартрихари,
Харибхадра Сури - инд. лит-pa; Ван Вэй, Пу Сун-лин - кит. лит-pa; Сузани,
Гургани, Убейд Закани - перс, лит-pa). Типологически мн. явления вост.
С. соотносимы с европейской (напр., обеим в ранний период присущ аллегорич.
схематизм).


В рус. лит-ре С. впервые отчётливо проявилась
в сатирич. повести конца 17 в. (см. Повести древнерусские). Общественную
обличит. С. развивают классицисты и просветители (А. Д. Кантемир, А. П.
Сумароков, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Басни И. А. Крылова,
сатирич. стихи Г. Р. Державина, романы В. Т. Нарежного явились в художеств,
отношении прелюдией к расцвету С. 19 в. Сатирич. типы, ставшие нарицательными,
навечно-русскими, создаёт А. С. Грибоедов. Богато по эстетич. тональности
и национально по форме комич. наследие Гоголя, сатирически обозревшего
"с одного боку" рус. социальный миропорядок ("Ревизор" и "Мёртвые души").
Беспощадным обличителем обществ, пороков "сверху донизу" с позиций революционной
демократии выступил Салтыков-Щедрин ("Господа Головлёвы", "История одного
города" и др.).

Козьма Прутков. "Усердие всё превозмогает!".
Илл. Н. В. Кузьмина.



В преддверии сов. С. стоит дореволюц. творчество
М. Горького (напр., сатирич. сказки) и В. В. Маяковского (напр., саркастич.
"гимны"). В сов. лит-ре сатирич. начало в чистом виде выразилось в разных
жанрах: политич. стихи (В. Маяковский), рассказы и повести (М. Зощенко,
А. Платонов), комедия ("Клоп" и "Баня" Маяковского, "Тень" и "Голый король"
Е. Шварца), роман (И. Эренбург, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, научно-фантастический
- бр. А. и Б. Стругацкие), пародия и эпиграмма (А. Архангельский). Становление
сов. С. сопровождалось острыми дискуссиями о её природе и функциях.


С. в зрелищных иск-вах отражает развитие
сатирич. лит-ры. Наиболее значит, явления сатирич. драматургии становятся
обществ, событием после их театр, постановки; это относится в равной мере
к комедиям Аристофана, Мольера, Бомарше, А. В. Сухово-Кобылина, Маяковского.
Жанр кинокомедии, сформировавшейся к нач. 20-х гг., породил наряду с развлекат.
произв. и подлинно сатирические: "Новые времена" и "Диктатор" Ч. Чаплина,
сов. киноленты "Праздник святого Иоргена", "Добро пожаловать" и др.

В. В. Маяковский. "Прозаседавшиеся".
Илл. А. М. Каневского.



В изобразит, иск-ве наиболее развитый сатирич.
жанр - карикатура (в узком смысле), в к-рой важную роль играет текст.
Сатирич. графика представлена также и книжной иллюстрацией (рисунки П.
М. Боклевского к "Мёртвым душам", К. П. Ротова и Кукрыниксов - к
"Золотому телёнку"). Сатирич. мотивы проникают и в живопись ("Сатурн" Ф.
Гойи); однако здесь они обычно носят характер прямого (несмешного) обличения
("Сватовство майора" П. А. Федотова). Новые возможности открывает перед
С. телевидение как иск-во, обладающее безграничными репортажными потенциями.


Лит.: Белинский В. Г., "Горе от
ума", Поли- собр. соч., т. 3, М., 1953; его же, "Похождения Чичикова, или
Мертвые души", там же, т. 6, М., 1955; Бергсон А., Смех в жизни и на сцене,
пер. с франц., СПБ, 1900: Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле, М., 1965;
П и н с к и и Л. Е., Юмор, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т.
8, М., 1975; A u b о u i и Е., Les genres du risible, Marseille, 1948;
Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960; H i гага
e 1 H., Satire, в кн.: Lexikon der Welt Hteratur im 20 Jahrhundert, Bd
2, W., 1961. См. также лит, при ст. Комическое.

А. 3. Вулис.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я