СБОРЫ В МОРСКИХ ПОРТАХ
взимаются
с судовладельцев (сборы с у д о в ы е) и грузовладельцев для покрытия затрат
на стр-во, реконструкцию, эксплуатацию гидротехнич. и навигац. сооружений
портов
и
подходных к ним путей, а также за выполнение работ и услуг (лоцманская
проводка, швартовые операции, снабжение водой, грузовые операции, обслуживание
агентствами и др.).
В капиталистических странах
различия в форме собственности и управления портами и причалами (гос.,
муниципальные, частные) определяют разнообразие сборов, к-рые отличаются
в портах одной страны, а иногда у разных причалов в одном и том же порту.
Осн. виды С. в м. п.: корабельный, маячный, тоннажный, доковый, якорный,
канальный, причальный, лоцманский, речной, буксирный, таможенный, санитарный,
грузовой. По принадлежности сборы подразделяются на гос. и местные. Гос.
сборы взимаются на единых условиях и по единым тарифам во всех портах одного
гос-ва (напр., маячный сбор в Великобритании, ледовый сбор в Финляндии).
Местные сборы устанавливаются муниципалитетами, администрацией портов,
палатами судоходств, частными компаниями. Сборы, взимаемые с судовладельцев,
могут быть обязательными и необязательными.
К обязательным относятся
сборы, взимаемые за заход судна в порт вне зависимости от того, были заказаны
судном к.-л. услуги или нет. Необязательные взимаются только при оказании
судну конкретных услуг. Сборы с судов устанавливаются с вместимости судна
(в регистровых тоннах), его линейных параметров (длина, осадка), коммерческой
загрузки (кол-во доставленного либо принятого груза и пассажиров). В большинстве
портов начисление судовых сборов осуществляется с учётом неск. признаков.
В зависимости от частоты заходов в один и тот же порт суда линейного и
регулярного плавания (см. Морские линии) при уплате сборов пользуются
льготами. Грузовладельцы уплачивают сборы с весовой тонны или объёмной
единицы груза.
В СССР и др. социалистических
странах, где мор. порты принадлежат гос-ву, сборы унифицированы, число
их ограничено. В портах СССР к обязательным судовым сборам относятся: корабельный
и канальный. Корабельный сбор взимается по чистой регистровой вместимости
судна при каждом входе судна в порт и выходе из него. Ставки сбора дифференцированы
по бассейнам и портам. Льготные тарифы распространяются на иностр. суда,
принадлежащие государствам, с которыми СССР имеет договор о предоставлении
судам в портах режима наиболее благоприятствуемой нации или национального
режима. К а н а л ь н ы й сбор начисляется по чистой регистровой вместимости
судов, проходящих транзитными и подходными к порту фарватерами и каналами.
Кроме указанных сборов, взимается плата за фактич. услуги, выполняемые
по заявкам судовладельцев и грузовладельцев. Порядок начисления и взимания
сборов, а также ставки платы за работы и услуги, оказываемые сов. портами,
определяются тарифными руководствами, утверждаемыми Гос. к-том цен Сов.
Мин. СССР и Мин-вом морского флота. Для иностр. клиентуры публикуются соответствующие
справочники.
С. Н. Бурыкин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я