СВАДЬБА

СВАДЬБА обряды, сопровождающие заключение брака. На ранних стадиях общественного развития - в период материнско-родового строя оно представляло собой несложную церемонию. Свадьба как обрядовое оформление брака получила особое развитие в период патриархата, когда прочно утвердились единобрачие (см. Моногамия) и поселение супругов в доме мужа (патрилокальный брак). Основной момент цикла свадебных обрядов у всех народов - переход (чаще всего - переезд) невесты из дома родителей в дом жениха, т. е. драматизированное изображение перехода женщины в новую семью, новый род. Этот акт, как правило, сопровождается обменом подарками, праздничным пиром, увеселениями и т. д. В свадьбе участвуют родственники жениха и невесты и особые обрядовые лица (напр., сваты, дружки). Содержание этих обрядов различно. Часто инсценируются насильственный увоз невесты женихом и его друзьями, сопротивление невесты и её родни и т. д., что отражает тот период в истории брака, когда утверждался новый (по сравнению с предшествующим временем) порядок патрилокального поселения и подчинения женщины власти мужа и его родни. В период распада патриархального строя, когда за женщину, которую рассматривали как рабочую силу, требовали платы (вено у некоторых европейских народов, калым у монголов и тюркских народов и пр.), в свадебных обрядах появились инсценировки "продажи" невесты, а вместе с тем возникли "смотрины" - обряд осмотра "покупаемой" женщины. Многие свадебные обряды связаны с религиозными представлениями, имеют магический смысл, призваны защищать молодых от "злых духов", "порчи" и т. д. У многих народов, напр., Кавказа, горного Таджикистана, Горно-Бадахшанской АО и др. мест, где в дореволюционное время существовало религиозное почитание огня и очага (покровителя дома), переход женщины из одной семьи в другую сопровождался прощанием невесты с очагом родительского дома и посвящением её домашнему очагу мужа.

Зерно, мука, хмель, орехи и т. п., которыми на свадьбах славянских, кавказских и многих других народов осыпают молодых, символизируют изобилие, благополучие и т. д. Вместе с развитым обрядовым циклом возникли и обрядовые костюмы невесты, жениха и др. участников свадьбы. Особенного подхода требует и выбор свадебного платья для невесты, считается, что для того чтобы семья получилась счастливой, жених не должен видеть свадебного наряда своей будующей супруги.

Для каждого народа на определённой ступени его развития характерен традиционный устойчивый комплекс свадебных обрядов, сочетающийся со всеми видами народного искусства (театрализованные действия, музыка, пение, танцы, игры). Развитые религиозные культы обычно включают в свадебный комплекс религиозный обряд венчания, не вытесняющий при этом народной обрядности, первоначальный смысл которой зачастую забывается, переходит в традицию. В социалистическом обществе заключение брака освобождается как от церковных, так и в значительной мере от отживших старинных обрядов, связанных с религией и суеверием, и становится праздником, отмечающим возникновение новой социалистической семьи. В СССР в 1960-70-е гг. особое развитие получила традиция торжеств, регистрации брака во Дворцах бракосочетаний или в Залах торжеств, регистрации браков.

Лит.: Кагаров Е., Состав и происхождение свадебной обрядности, в кн.: Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 8, Л., 1929;
Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР, Л., 1926;
Никольский Н. М., Происхождение и история белорусской свадебной обрядности, Минск, 1956.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я